Мысли и здоровье
бесплатная линия по РФ
+7 800 700 78 33
Вход в Личный кабинет

ЛК

Мысли и здоровье

Второе дыхание

Сочетание методов классической и традиционной китайской медицины в лечебной практике находит отклик у врачей во многих регионах России. В 2000 году в Челябинске открылся информационно-сервисный центр (ИСЦ) компании «Ли Вест». А сегодня продукцию и методы традиционной китайской медицины (ТКМ), популяризацией которых занимается «Ли Вест», знают и любят не только в Челябинске, но и в Миассе, Златоусте, Чебаркуле, Озерске, Екатеринбурге, Снежинске и других городах Урала. За прошедшие годы в Челябинском ИСЦ прошли обучение основам ТКМ десятки медицинских специалистов. Врачи, сотрудничающие с Челябинским ИСЦ, активно используют в практике искусство восточного врачевания и могут многое рассказать об опыте применения методов китайской медицины.

 

Лариса Павловна Лаптева, врач-консультант и член большой команды докторов ИСЦ Челябинска, начала изучать китайскую медицину уже в пенсионном возрасте. И была поражена весьма убедительными результатами применения ее методов. За 15 лет в архиве Ларисы Павловны скопилось множество случаев, доказывающих высокую эффективность ТКМ, описания которых могли бы составить большую книгу. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей лишь отдельные фрагменты интереснейшего рассказа этого удивительного доктора.

 

Образовательный фундамент

— Прежде чем судьба привела меня в китайскую медицину в 2001 г., мне пришлось пройти серьезную, фундаментальную школу врача-западника.

После окончания в 1968 г. Челябинского медицинского института по специальности «лечебное дело» я преодолела путь от участкового терапевта и старшего ординатора до заведующего отделением. Имела высшую категорию, обучалась в ординатуре, получила массу необходимых терапевту специализаций: по пульмонологии и гастроэнтерологии, инфекционным болезням и функциональной диагностике, кардиологии и физиотерапии.

Учиться я любила всегда, и учителя у нас были шикарные: во время Великой Отечественной войны из Киева и Ленинграда к нам на Урал была переведена вся профессура, многие из них закалены работой на фронтах. Нас учили думать, проводить дифференциальный диагноз (что в нашей профессии, в общем-то, самое интересное) — и помогать всем, чем можешь. В то же время нам не преподавали генетику — несмотря на то, что у нас на Урале жил выдающийся ученый-генетик Тимофеев-Ресовский; не было и лекций по иммунологии.

Последние 20 лет я работала терапевтом в клинике психиатрии. Это была самая трудная работа, но и самая интересная. Вот где нужна эрудиция! Мы исследовали спинномозговую жидкость (ликвор) на посев, проводили гемодиализ. Душевнобольной ведь тебе ничего не расскажет — здесь нужна микронаблюдательность, пальпация и хорошие уши. О физиологии нервной системы известно почти все, пока не натыкаешься на… Дух. С большой благодарностью вспоминаю Н. Г. Мовчана — нашего главного врача. Это был сильный и умный руководитель.

 

Когда врач лечит, он должен быть собран и полон сострадания, полностью сосредоточиться на освобождении людей от мучений без мысли о личной выгоде. Он должен относиться к любому, пришедшему к нему с нуждой, как к члену своей семьи, независимо от того, богат тот или беден, молод или стар, красив или уродлив, житель Поднебесной или чужестранец. Врач должен действовать без колебаний даже в случае опасности для своей жизни, откликаться на чужую боль, как на свою собственную. Ни опасность, ни глубокая ночь, ни холод, ни жара, ни голод, ни жажда, ни усталость не должны мешать врачу помогать другим людям всем сердцем. Врач должен относиться к своим пациентам с кристальной честностью, наивысшей искренностью и глубочайшим состраданием. Перед пациентом ты либо врач, либо вор.

Сунь Сымяо (581–682),

китайский врач времен династии Тан

(в поздней китайской народной мифологии обожествлен,

считаясь покровителем лекарей)

 

 

Судьбоносные встречи

— Начались трудные, безжалостные годы перестройки. В медицине пошел развал. Требовался уход престарелым родителям, к тому же подошло время моей пенсии. И вот в этой «беззвездной» муке появилась китайская медицина — я познакомилась с компанией «Ли Вест»...

У меня не было сомнений: надо ехать в Новосибирск учиться. Но где взять денег и как оставить родителей?.. Необходимость есть пересечение случайностей — все устроилось. И начались встречи с судьбоносными людьми. И первый из них — Владимир Григорьевич Начатой, наш любимый учитель. Образованный, умный, веселый, статный. Его лекции зачаровывали, его хотелось слушать и слушать.

На лекциях я вспоминала своих сложных больных, и с позиции китайской медицины их состояние мне становилось более понятным. Например, тоска, бессонница, потливость… Невроз — такой частый диагноз, с лечением антидепрессантами, с массой побочных эффектов. С точки же зрения китайской медицины это можно объяснить пустотой инь сердца, почек и печени, отсутствием связи между ними. И лечение есть! А злобливость, жар, изменения в щитовидной железе, грудных железах, ПМС, гайморит, патология матки — всю эту вереницу заболеваний можно объяснить нарушениями в меридиане желчного пузыря и печени, пустым жаром печени. А главное — все это можно лечить, и лечить успешно. Здесь нужна «Драконья желчь» — препарат, которому три тысячи лет. Три тысячелетия его формула неизменна — и он по-прежнему эффективен! Есть ли что-либо подобное в нашей медицине?

 

Учеба в Китае

— У нас основная идея — блокировать. Отсюда альфа- и бета-блокаторы, блокаторы АПФ и т. д. Меняются только названия — суть остается. А ведь, оказывается, возможна и другая идея — двигать и питать! Привести в гармонию инь, ян и ци! Убрать избыток или устранить недостаток, ликвидировать сырость или скопление жара и т. д.

Если бы врачебная мысль обратилась на Восток! Почему бы нам не взять на вооружение китайскую модель, позволяющую путем малых затрат сохранить здоровье? Усилить профилактику — она должна опережать диагноз. А в основе — концепция девяти конституциональных типов. И каждый тип связан с определенными тенденциями, предрасположенностью к заболеваниям, что вполне может управляться и корректироваться питанием, гимнастикой, рецептами трав, иглами, музыкой, цветом. В Китае доктора нас часто спрашивали: «Как вы можете больных лечить одним и тем же, если все они — разные?» Из-за определенных конституциональных особенностей человека одна и та же болезнь у каждого протекает по-своему.

Учиться в Китае было очень интересно. Были врачи из России, Казахстана и Польши. Вечерами мы собирались все вместе, делились опытом применения препаратов и профессиональными навыками.

Китайцы используют и чтут накопленные веками знания по лечению и оздоровлению, — наверное, поэтому они так выносливы, изящны, не ленивы и мудры. Они ничего не выбрасывают из своей истории и культуры. В то же время здесь ухитряются сочетать применение самых высоких технологий в диагностике и лечении, например, с выстрелами из пушек — так они изгоняли «злых духов» из больницы, когда там умирал больной. А по утрам, когда только начинал брезжить рассвет, раздавались звуки, исходящие из горла, — так они чистят цзун-ци. И чудная национальная музыка, как подъем солнца, созывала народ на площадь стадиона для занятий цигуном. Здесь у медицинских работников есть очень трогательная традиция хорового пения: в определенный день недели они собираются вместе и поют... Это удивительно сплачивает людей. У китайцев вообще многому можно учиться: их стремлению к знанию языков и образованию в целом, исследовательской работе по изучению древних рецептов.

Так возможность познать медицину, основанную на мире природы, трав и многовековой мудрости Китая, дала мне мощный толчок к развитию: пришло второе дыхание. Теперь я активно использую в своей практике составление индивидуальных травяных рецептур, при этом сочетаю западные и восточные методы лечения. Всегда стараюсь эффект лечения подтвердить результатами биохимии и биопсии, обязательно в динамике, — и здесь классическая медицина просто необходима.

 

Как улучшить пищеварение

Конечно, если болезнь зашла далеко, необходима помощь врача. Но если все-таки вы склонны «терпеть до конца», научитесь для начала помогать вашему животу самостоятельно. И лучше не искусственными ферментами, а натуральными ингредиентами, которые действуют и мягче, и в конечном счете эффективнее. Да что там говорить — они еще и вкуснее.

Боярышник — лучший друг «мясоеда»

Возьмем одно из простейших и популярнейших в Китае растительных средств — shan zha — плоды боярышника. Да, в ТКМ это не унитарный кардиостимулятор, хотя эти плоды и полезны при повышенном артериальном давлении, заболеваниях сосудов сердца. Лекарство «убирает застой пищи, двигает кровь, снижает содержание липидов в крови и способствует пищеварению», особенно после принятия мясной пищи. Так что для любителей шашлыка боярышник shan zha — незаменимый помощник.

Обычно в дело идут прожаренные плоды (чаще без косточек) нескольких видов боярышника: перистораздельного, обыкновенного, клиновидного. К сожалению, наш «обычный» боярышник, то есть боярышник кроваво-красный, в список не входит.

Плоды либо отваривают (при этом норма потребления составляет около 15 г в сутки), либо используют в более современных формах. В частности, его потребляют в виде желе, сладких сушеных пастилок или засахаренным — прямо во время плотной еды или после нее.

Обжаренные плоды боярышника применяют при несварении по причине «слабой селезенки», плохом аппетите, «усталости духа». Обжаренные до обгоревшего состояния, они приобретают вяжущие свойства, останавливают кровь и понос. Используются при желудочно-кишечных кровоизлияниях, а также при поносе из-за «недостаточности селезенки», сопровождающейся несварением.

«Чудесные дрожжи». Кушайте с булочкой

Другое интересное средство, способное оказать действенную помощь пищеварению, — «чудесные дрожжи» (shen qu). Их используют преимущественно при застое мучной пищи. Уникальная технология ТКМ! Твердые препараты для внутреннего употребления, полученные из лекарственного сырья нескольких растений и крахмала в результате брожения при соответствующих условиях, успокаивают желудок, избавляют от поноса и урчания в животе.

Shen qu изготовлены из свежих трав: полыни однолетней (xian qing hao), дурнишника сибирского (xian cang er cao) и горца перечного (xian la liao). К ним добавляют размолотые фасоль (chi xiao dou) и ядра семян абрикоса (ku xing ren). Тщательно перемешивают в отрубях или муке, заливают водой и раскатывают в тесто. Затем оставляют на брожение до появления на поверхности лекарства желтых гиф грибов. Нарезают кусочками и сушат на солнце. Это интересное лекарство используют в необработанном виде или после поджаривания. Его дневная норма не должна превышать 15 г.

Фармацевтические исследования показали, что все виды продукта shen qu оказывают восстанавливающее действие на ткани и клетки поврежденной селезенки и кишечника, стимулируют секрецию, нормализуют перистальтику желудочно-кишечного тракта; уменьшают вред, наносимый организму свободными радикалами. Являются наилучшим средством, регулирующим расстройства микрофлоры.

«Родственник» «чудесных дрожжей» — «красные дрожжи» (hong qu). Это продукт, выращенный на рисе, который способен снижать уровень холестерина, стимулировать ослабленную селезенку к перевариванию пищи.

«Корова молоко дает», а куры — ji nei jin

Молочные (и мучные) продукты помогает переваривать лекарство из… курицы. Точнее, из внутренней оболочки желудка кур (ji nei jin). Это готовые пищеварительные ферменты. Сырье обжаривают на сковороде с песком, пока стенки желудков не станут скрученными и хрупкими и не приобретут темно-желтый цвет.

Ji nei jin можно использовать в монотерапии, съедая до 10 г в сутки и запивая лекарство водой. Также его можно применять в виде настойки или отвара. Препарат окажет помощь при плохом пищеварении, скоплении пищи в пищеварительном тракте; несварении желудка у грудных детей; при мочекаменной и желчнокаменной болезни. В аспекте ТКМ, его использование помогает укрепить селезенку.

Ростки ячменя и риса: лечим подобное — подобным

И наконец, есть еще одно простое лекарство «для живота», которое можно вырастить буквально на каждом подоконнике. Речь идет о проросших зернах ячменя (mai ya).

Если, как и ранее, сделать акцент на «специализации», то следует отметить, что ячмень помогает в основном при скоплении пищи из круп, картофеля, хлеба.

Прорастить ячмень несложно. Нужно взять спелые, налитые зерна, замочить в чистой воде до пропитывания на 60–70 %, затем извлечь, поместить в удобный сосуд и накрыть тканью. Каждый день 2–3 раза орошать водой. При достижении ростками длины в 0,5 см их следует извлечь и высушить на солнце.

Дальнейшее применение ростков зависит от вида обработки.

▪ Просто высушенные пророщенные зерна назначают при отсутствии аппетита из-за ослабления функции селезенки и при остановке лактации. Норма — 15 г в сутки.

▪ Дополнительно обжаренные на умеренном огне до желтого цвета зерна способствуют стимуляции хода ци, перевариванию пищи (при несварении), возобновлению лактации.

▪ Обожженные до горело-бурого цвета и горелого запаха ростки применяются при скоплениях пищи с несварением, вздутием и болями в животе.

С похожими задачами справляются и ростки риса (gu ya). Необработанные сушеные растения обычно используются для укрепления селезенки и приведения желудка к гармонии, а поджаренные — для устранения скопления пищи.

Итак, боярышник, «лечебные дрожжи», пророщенный ячмень и рис да желудки обычных кур — хороший базовый набор для вашей пострадавшей селезенки. Конечно, после них гвозди вы переваривать все же не сможете. Да и надо ли? Быть бы просто здоровее…

Виталий Хобоев

 

Китайская медицина в спорте: востребованность — девяносто процентов

СПРАВКА

Доктор Карл Зиппелиус — заведующий Амбулаторией традиционной китайской медицины (ТКМ) в Австрийском институте спортивной медицины. Специализируется в области травматологии и ортопедии, ведет частную практику во Флоренции.

Классическое медицинское образование получил в Университете Людвига Максимилиана (г. Мюнхен) и в Свободном университете Берлина. Традиционную китайскую медицину изучал в Восточной школе ТКМ в Германии (г. Берлин) и в Университете ТКМ в Китае (г. Чэнду). В области китайской ортопедии и травматологии специализировался в Ортопедическом военном госпитале (провинция Сычуань), Тяньцзиньской ортопедической клинике ТКМ, Институте по исследованию танцевальных травм  в г. Чэнду (провинция Сычуань), а также в Сычуаньской академии ТКМ, научным сотрудником которой является с 2002 года. Начиная с 2006 года преподает в Университете Флоренции. Имеет ряд научных публикаций.

Карл Зиппелиус — доктор с классическим западным медицинским образованием, который нашел ответы на многие интересующие его вопросы именно в традиционной китайской медицине. В частности, благодаря целостному подходу китайской медицины ему удалось глубже проникнуть в причины некоторых заболеваний и в то же время обогатить новыми методами реабилитации после серьезных травм свой арсенал врача ортопеда-травматолога.

Случайности не случайны

В области китайской медицины Карл Зиппелиус работает уже на протяжении 20 лет, а спортивной медициной начал заниматься по воле случая. Попав в аварию на велосипеде, Зиппелиус получил серьезную травму. В этой ситуации он не пошел общепринятым, классическим путем, а решил поставить на себе эксперимент: несколько раз в день использовал аппликации китайских травяных настоек. Результат превзошел самые смелые его ожидания: через три недели Карл не только вновь сел на велосипед, но и возобновил занятия другим любимым видом спорта — лыжным кроссом.

Именно тогда, в конце 1990-х, доктор Зиппелиус еще раз убедился в высокой эффективности традиционной китайской медицины и буквально ощутил на себе, что использование ТКМ в спортивной медицине может стать очень перспективным направлением. Что методы и средства китайской медицины помогают спортсменам быстро и с хорошим результатом восстанавливаться после различных травм и возвращаться в профессиональный спорт.

 «Есть и еще одна причина, по которой я стал уделять спортивным травмам больше внимания, — делится Карл Зиппелиус. — Успешно применяя методы китайской медицины в спорте высших достижений, в том числе в лечении известных спортсменов, я мог наглядно показать, каким быстрым может оказаться процесс выздоровления. Несомненно, это привлекало дополнительное внимание к китайской медицине и в итоге могло принести ТКМ еще большую популярность в обществе».

Помощь «велосипедистам» и «артистам»

И действительно, доктор Зиппелиус уже многое сделал для популяризации традиционной китайской медицины в мире. Например, он сотрудничает с Австрийским национальным институтом спортивной медицины — активно участвует в медицинском сопровождении команд профессиональных спортсменов. За годы работы у него накопился большой опыт в подготовке к соревнованиям велосипедистов и бегунов, в лечении серьезных травм у футболистов Первой австрийской лиги, а также у артистов балета — солистов Парижской оперы, театра «Ла Скала» в Милане и Государственного Берлинского балета.

«С каждым годом все больше убеждаюсь, что методы ТКМ существенно ускоряют время выздоровления и реабилитации спортсменов — в среднем до 50 %, — рассказывает Карл Зиппелиус. — Я использую все свои знания и опыт в области западной и китайской медицины, чтобы точнее установить диагноз и глубже понимать причины болезни — физические и психологические. Что же касается непосредственно лечения, то приблизительно 90 % применяемых мной методов — это все-таки методы китайской медицины: мануальная терапия, акупунктура, фитотерапия».

Научные исследования «на пять»

Карл много разъезжает по Европе, участвует в международных форумах по китайской медицине, преподает и практикует в клиниках. В Университете Флоренции он на протяжении 10 лет читает лекции по истории ТКМ и по использованию методов китайской медицины в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата. Для австрийских спортивных тренеров читает лекции по теме использования TКМ в лечении спортивных травм.

Кстати, на базе Австрийского национального института спортивной медицины д-р Зиппелиус провел самостоятельное исследование, посвященное лечению острых травм мягких тканей с помощью аппликаций из травяной настойки, улучшающей движение крови и ци в теле, уменьшающей сырость в организме. В исследовании приняли участие 15 медицинских центров, которые применяли данные аппликации в лечении 258 пациентов. Их лечащим врачам было предложено оценить результаты по пятибалльной шкале, где значение «1» характеризует очень плохой результат, а «5» — отличный. «Средний результат составил 4,89. Это означает, что те врачи, которые лечили пациентов с помощью травяных аппликаций, в среднем получили отличные результаты без побочных эффектов. Результаты данного исследования подтвердили мой личный опыт: острые травмы мягких тканей — а это большинство спортивных травм — хорошо поддаются лечению травяными аппликациями: приблизительно на 30 % уменьшается время заживления тканей, а время восстановления спортсмена и возвращения в большой спорт — на 50 %».

И напоследок заметим: в тех случаях, когда речь не идет о спортивных травмах, рецепты китайской медицины тоже могут сослужить хорошую службу, помогут участникам соревнований улучшить спортивные достижения, не прибегая к допингам. Так, итальянский велогонщик Винченцо Нибали, победитель «Тур де Франс — 2014», во время участия в гонке постоянно находился под наблюдением бельгийского врача — специалиста по акупунктуре. Доктор ежедневно контролировал состояние опорно-двигательного аппарата велогонщика, купировал болевой синдром и таким образом помог спортсмену сохранять наилучшую форму в течение всех соревнований. Это ли не достойный пример успешного применения традиционной китайской медицины в спорте высших достижений?

Записала Лилия Калинина

Цигун как способ общения с миром

Организаторы алтайских семинаров статистическими выкладками подтверждают, что уровень здоровья современного человека только на 10–15 % зависит от системы здравоохранения, на 15–20 % — от генетических предрасположенностей, на 20–25 % — от окружающей среды и на 50–55 % — от образа жизни самого человека. Действительно, сегодня в числе факторов риска и вредные привычки, и стрессовые ситуации, и гиподинамия, и несбалансированное питание, и нарастание глобальной агрессии в обществе. Как следствие — проблемы с сердцем, ожирение, рак, инсульты. В традиционной китайской медицине эти главные болезни современности обычно связывают с застоем субстанции ци, дисбалансом сил инь и ян. Помочь устранить эти нарушения способны статические и динамические формы цигуна.

Оказывается, занятия гимнастикой цигун не только являются хорошим способом регулирования эмоций, дыхания, сознания, души и тела самого человека, но и могут обладать деликатным, тонким влиянием на окружающую среду.

Усилие ума для достижения расслабленности

В самом общем смысле в настоящее время под термином цигун (дословно — «мастерство управления жизненной энергией») понимается искусство тренировки жизненной энергии и тела под контролем сознания. Цигун способствует насыщению ци всех внутренних органов, достижению равновесия инь и ян в организме и в итоге ведет к здоровью и активному долголетию.

Этот метод психофизических упражнений сочетает дыхательные, психические, телесные практики, что помогает человеку восстановить состояние уравновешенности. При этом очень важно интеллектуальное усилие, так как требуется сознательно извлекать резервные ресурсы организма. В целом цигун — это наука о том, как достичь гармонии тела и духа. Цель упражнений цигуна — привести человека в одно из лучших его состояний: расслабленности — сун, покоя — цзин и естественности — цзыжань.

«Не бойся идти медленно — бойся стоять на месте»

Примечательно, что мастер Ли Лисян, показывая то или иное упражнение или рассказывая о принципах древней оздоровительной системы цигун, часто использовал в речи метафорические обороты из богатейшего фразеологического фонда китайского языка. Он цитировал по памяти отрывки из древних конфуцианских и даосских трактатов по медицине и философии, вспоминал знаменитые буддийские притчи и приводил в пример высказывания из китайских литературных памятников. Помогали восприятию необъятной глубины упражнений цигуна известные фольклорные сюжеты и образы, пословицы и поговорки. Правда, такое богатство речи китайского профессора составляло немалые трудности при переводе.

Например, показывая упражнение «змея высовывает язык», когда нужно попеременно выбрасывать руки вперед, мастер упоминал принцип «далеко-мягко-медленно», вызывая в памяти образ движущейся змеи. Попутно он знакомил собравшихся со старинными китайскими легендами о змеях и драконах. А чтобы ободрить и поддержать настрой участников семинара в изучении цигуна и других жизненных устремлениях, профессор не раз вспоминал известную китайскую поговорку: «Не бойся идти медленно — бойся стоять на месте».

Все это говорит о необыкновенной образованности и одаренности мастера Ли Лисяна. А еще том, что нерасторжимо само единство философско-мировоззренческого, просветительского и медицинского аспектов культурного наследия Китая. Потому настоящий врач в Поднебесной является целителем не столько физически-телесной оболочки, сколько морально-нравственных качеств человека…

Делись радостью — следуй цигуну

А что это значит — следовать цигуну в понимании наставника из Китая? Прежде всего, регулярно питаться (при этом важно соблюдать меру в еде, не переедать, а наедаться на 8/10); правильно, по сезону, одеваться; поддерживать регулярный режим бодрствования и сна, не нарушать естественных природных ритмов; соблюдать меру в интимных отношениях.

И все же самый верный способ следовать цигуну — поддерживать в себе активное, позитивное состояние духа, доброжелательность, умение сочувствовать и помогать окружающим, делиться радостью с людьми. Примерно то же советуют нам и старинные китайские изречения: «Сердце вмещает и небо, и землю» и «Море заключает в себе сто рек». И даже в тревожных и плохих ситуациях важно стараться сохранить равновесие. Про это тоже есть китайская поговорка: «Взял — надо поставить».

Шелковый кокон струящейся ци…

При любых жизненных перипетиях важно сохранять состояние естественности, спокойствия и расслабленности, учит мастер. Оно достигается путем особых тренировок. Надо учиться привносить его в повседневную жизнь, ведь энергия ци может циркулировать лишь в состоянии покоя и расслабленности. Этот процесс можно сравнить с тем, как струится шелк или разматывают нить шелкового кокона — осторожно и нежно.

Мастер Ли Лисян учит: состояние покоя не имеет направленности, оно одновременно и горизонтальное, и вертикальное. Эмоциональное состояние практикующего упражнения цигун тоже должно быть ровным и спокойным. А вот крайние состояния — как сильного гнева, так и чрезмерной радости — отнюдь не полезны для человека. И для этого случая тоже нашлась подходящая китайская пословица: «Чрезмерная радость ранит сердце».

«Не вытягивайте росток…»

Для занятий цигуном важно выбрать подходящее место. Хорошо, если оно расположено у реки, в горах, среди природы и зелени, где энергии ци больше всего. Помещение тоже подойдет — главное, чтобы оно было просторным, наполненным чистым свежим воздухом. При этом важно избегать сквозняков, холода и ветра, поскольку охлаждение в цигунотерапии, по словам мастера, «подобно поражению стрелой».

Эффект от занятий гимнастикой цигун наступает постепенно — что называется, «ростки не надо вытягивать, чтобы им помочь расти». Надо следовать естественным ритмам жизни. В подтверждение своих слов профессор Ли Лисян приводит в пример древнее изречение: «Следовать обычным порядком — это для человека, следовать обратным порядком — это для небожителя».

Возможность установить «истинные связи с судьбой»

Традиционное понимание цигуна сводилось к искусству управления энергией ци и методам его тренировки. Современное понимание цигуна подразумевает широкую и узкую его трактовку. Если в узком смысле это способ, позволяющий работать с ци посредством контроля сознания, метод управления энергией, то в широком смысле цигун регулирует взаимоотношения человека и окружающего мира.

По мысли Ли Лисяна, с одной стороны, цигун — это наука о методах извлечения наших потенциальных возможностей, способ балансировки духа. С другой — он изучает и окружающий мир, принципы мирового порядка, взаимоотношения тела и духа.

В жизни должны преобладать открытость, спокойствие, широта взглядов, радость, сострадание и любовь. Китайская гимнастика цигун может помочь человеку жить радостнее, чтобы понимать важные жизненные ценности более отчетливо.

В этом смысле Ли Лисяну вторит известный теоретик и практик цигунотерапии XX в. Ли Чжун-юй, который, не отказывая цигуну в его важной функции укрепления здоровья и развития организма, все же называет ее вторичной. Наиболее важные аспекты цигуна, по его мнению, связаны с общим развитием человеческого организма, цель которого — достижение идеального состояния человека путем установления истинных связей со средой его обитания, с судьбой.

Елена Войтишек,

д. и. н., профессор,

завкафедрой востоковедения

гуманитарного факультета НГУ