Мысли и здоровье
бесплатная линия по РФ
+7 800 700 78 33
Вход в Личный кабинет

ЛК

Мысли и здоровье

Эстафету Олимпиады приняли врачи

Как на научном форуме, так и на торжествах по случаю юбилея компании присутствовали партнеры «Ли Вест» из России, Китая и других стран. Звучали теплые приветственные слова, были заслушаны доклады исследователей китайской медицины. Но настоящей кульминацией мероприятия стала его практическая часть — эксклюзивные мастер-классы, на которых специалисты делились опытом применения методов и средств ТКМ в медицинской практике, рассказывали о собственных уникальных наработках и методиках.

Китайская медицина: и наука, и мастерство

Так, академик Евразийской академии наук, профессор Пекинского университета китайской медицины Ван Ци представил вниманию собравшихся своеобразную классификацию, которая позволяет любое патологическое состояние человека отнести к одному из девяти конституциональных типов. Такое типирование позволяет врачу быстрее и точнее установить диагноз и избрать оптимальную стратегию лечения.

Презентация Карла Зиппелиуса — врача-травматолога и ортопеда из Флоренции (Италия), заведующего Амбулаторией ТКМ в Австрийском институте спортивной медицины, преподавателя Флорентийского университета — вызвала такой бурный отклик, что после завершения мероприятия слушатели, вместо того чтобы разойтись, обрушили на лектора целый шквал вопросов.

Никто не остался равнодушным к новой информации о причинах болезней суставов и их лечении, которой поделился с участниками мероприятия Хэ Хайлань — врач клиники традиционной китайской медицины «Гринспринг» в Харбине и член правления Медицинского комитета по лечению болевых синдромов провинции Хэйлунцзян.

Много интересного прозвучало в выступлениях, посвященных вопросам санаторно-курортного лечения и медико-биологического наблюдения спортсменов. Эту тему затронули российские специалисты Андрей Гулин — врач-невролог и рефлексотерапевт, Александр Твердохлебов — заведующий кафедрой восточных гимнастик в Сибирском институте интегративной медицины «Ли Вест», а также другие выступающие.

Знаменательно, что именно в эти торжественные дни пришло важное для всех врачей, специализирующихся в области ТКМ, известие. Владимир Начатой — вице-президент Комитета по образованию WFСMS, почетный профессор Тяньцзиньского университета ТКМ — сообщил участникам форума, что впервые в истории Нобелевский комитет присудил первую премию в области медицины китаянке, которая разработала препарат для лечения малярии на основе вытяжки из трав. Это высшее признание эффективности традиционной китайской медицины в мировой науке, считает Владимир Григорьевич.

Удивительно, как быстро меняются взгляды и установки человека… Многим ли россиянам 20 лет назад пришло бы в голову привлечь в свою жизнь китайскую медицину для сохранения и укрепления здоровья? А сегодня средства и методы из сокровищницы традиционной китайской медицины (ТКМ) прочно вошли в нашу жизнь. В последнее время руководители здравоохранения во многих странах мира тоже повернулись лицом в сторону древней медицины и… заговорили об интеграции. И никого уже не удивляет, что научные форумы, посвященные теме «китайская медицина», проходят в разных уголках планеты, в том числе в России.

«Молодая энергия азарта» и через 20 лет

Очень ярким и зрелищным событием на общем празднике стала конференция, посвященная 20-летию компании «Ли Вест». Двадцать лет — много это или мало? Главный советник по делам России при Всемирной федерации обществ китайской медицины (WFСMS) и давний партнер корпорации — директор совместного российско-китайского предприятия в Харбине Ли Гуйлинь заметил по этому поводу, что «...если сравнивать с историей китайской медицины, которой уже пять тысячелетий, корпорация «Ли Вест» еще очень молода. Однако двадцатилетие — очень важный рубеж для компании, одной из первых в России принявшей эстафетную палочку китайской медицины».

Да, за двадцать лет действительно пройдено и сделано многое, но еще больше сотрудникам компании предстоит узнать и воплотить в жизнь… Как заметил Карл Зиппелиус, поздравляя коллектив, ему тоже знакомы трудности освоения непривычных знаний о ТКМ. Ведь сам он, как и компания «Ли Вест», двадцать лет назад познакомился с неведомым миром китайской медицины и так же делал первые шаги, стремясь овладеть ее секретами. «Желаю корпорации «Ли Вест», достижения которой меня просто поразили, сохранить силы и задор, энтузиазм и страстное желание достичь заветной цели!» — такими словами закончил он свое выступление.

А что же впереди? Какие новые вершины предстоит штурмовать? На этот вопрос отчасти дал ответ президент компании «Ли Вест» Константин Лузянин, который отметил: «Благодаря усилиям команды неравнодушных, деятельных людей за эти годы в обществе был сформирован интерес к китайской медицине. И ее популярность непрерывно растет. Сегодня интенсивность взаимного интереса Востока и Запада, в том числе в области медицины, усиливается благодаря процессам политического и экономического сближения России и Китая. Этому направлению, как и нашей компании, присуща молодая энергия азарта! Поэтому, уверен, нас ждут большие дела!»

Со съезда — с резолюцией

На I Съезде Общероссийской общественной организации «Российское общество врачей ТКМ», проходившем в Сочи 18–19 октября 2015 г., участникам форума удалось не только прослушать доклады специалистов и повысить квалификацию на мастер-классах, но и активно пообщаться с коллегами.

Так, вечером 19 октября был организован круглый стол, участники которого обсудили многие интересные темы. Ответы врачей корпорации «Ли Вест» Сергея Чермошенцева и Александра Твердохлебова на вопросы коллег задали тон научной полемике. Собравшиеся обсудили возможные подходы в интегративной диагностике заболеваний, планы обучения врачей ТКМ, направления дальнейшего развития Общества.

По итогам круглого стола и на основе полезной информации, представленной в выступлениях Владимира Егорова, Карла Зиппелиуса, Владимира Начатого, Мавлюды Джурабаевой и Олега Пятидесятникова, члены Общества выдвинули предложения, направленные на дальнейшее расширение деятельности и совершенствование организации.

Логическим завершением работы Съезда стало обсуждение резолюции. Участники форума одобрили отчет председателя Общества о деятельности и перспективных направлениях дальнейшего развития. Кроме того, в резолюции отмечается:

«Российскому обществу врачей традиционной китайской медицины» необходимо:

▪ подать соответствующие документы и войти в состав Национальной медицинской палаты РФ;

▪ создать многоуровневый Экспертный совет врачей ТКМ;

▪ организовать форум врачей ТКМ и интернет-кабинет врача с использованием скайп-консультаций и технологий видеомедицины;

▪ разместить на сайте организации реестр врачей ТКМ — членов Общества (с ограниченным доступом).

Закрывая Съезд, президент корпорации «Ли Вест» Константин Лузянин дал высокую оценку деятельности организаторов и участников форума. И предложил руководству Сибирского института интегративной медицины (АНО ДО «СИИМЕД «Ли Вест») в рамках учебной программы давать в том числе знания об экономических возможностях врача в компании «Ли Вест». Профессия врача требует порой от человека полной самоотдачи, поэтому она должна обеспечивать ему достойный уровень жизни. 

Растяжимое понятие

СПРАВКА

Доктор Карл Зиппелиус — заведующий Амбулаторией традиционной китайской медицины (ТКМ) в Австрийском институте спортивной медицины. Специализируется в области травматологии и ортопедии, ведет частную практику во Флоренции.

Классическое медицинское образование получил в Университете Людвига Максимилиана (г. Мюнхен) и в Свободном университете Берлина. Традиционную китайскую медицину изучал в Восточной школе ТКМ в Германии (г. Берлин) и в Университете ТКМ в Китае (г. Чэнду). В области китайской ортопедии и травматологии специализировался в Ортопедическом военном госпитале (провинция Сычуань), Тяньцзиньской ортопедической клинике ТКМ, Институте по исследованию танцевальных травм  в г. Чэнду (провинция Сычуань), а также в Сычуаньской академии традиционной китайской медицины — ортопедии и долголетия, научным сотрудником которой является с 2002 года. Начиная с 2006 года преподает в Университете Флоренции. Имеет ряд научных публикаций.

Обеспечить покой или разогнать ци?

По стандартам классической медицины после острой травмы требуется сразу наложить пациенту охлаждающий компресс и обеспечить покой. Китайская медицина ушиб или небольшую травму рассматривает как картину застоя ци. В этом случае, полагают китайские доктора, необходимо в первую очередь разогнать ци. Такому пациенту немалую пользу может принести самомассаж, который способствует движению энергии. Дыхание также помогает двигать ци: вспомните, как мамы дуют ребенку на ушибленное место.

При более тяжелой травме, как правило, мы имеем дело уже не только с застоем ци, но и с повреждением мягких тканей. По мнению китайских врачей, в этой ситуации самый распространенный диагноз — застой ци и крови, который в случае застарелых травм часто приводит к серьезным заболеваниям. Следует как можно быстрее устранить такое состояние, чтобы избежать неприятных последствий, которые могут оказаться очень тяжелыми, вплоть до развития артроза.

Лечение растяжения в три счета

В процессе лечения растяжений я выделяю три фазы (можно отметить сходство этого принципа с классическим подходом) и следую приведенной ниже методике при лечении любого пациента независимо от возраста.

▪ Первая фаза — острая, в этот период происходит накопление жидкости в поврежденных тканях. В такой ситуации необходимы рассасывающие методы. Чем длительнее этот процесс, тем больше проблем может возникнуть на втором этапе лечения. Вот почему на первой стадии так важно не откладывать начало лечения.

Мой опыт показывает, что на этом этапе самое правильное решение — использовать в лечении китайские травы и иглоукалывание, поскольку эти методы способствуют движению крови.

▪ Вторая фаза лечения растяжений начинается сразу после проведения рассасывания. Продолжительность второй стадии зависит от того, насколько серьезна травма. На этом этапе я обязательно использую в лечении травы в виде компрессов из настоев. Хорошим подспорьем считаю акупунктуру: воздействие иглами на определенные точки нормализует движение ци по меридианам.

▪ Третья фаза. На этой стадии самый распространенный способ лечения — применение отваров из трав либо измельченных сухих трав, смешанных с маслами, медом или водкой. Компресс с маслами и медом можно оставлять на ночь, а с водкой — только на несколько часов. При острых травмах я также использую фолиевую кислоту, поскольку кислая среда обладает связывающим эффектом.

Каким образом можно разблокировать застой? Уже говорилось, что при травме стратегия китайской медицины состоит в первую очередь в том, чтобы восстановить движение ци и крови. Для этой цели в традиционной китайской медицине даже допускается использовать небольшое согревание (что, безусловно, противоречит методу лечения, принятому в классической медицине). Если чередовать холодный душ с горячим, это усиливает движение крови и ци. Также дает хороший импульс сочетание «лед + моксотерапия».

Как правильно восстанавливать ткани

В зависимости от вида травмы — а именно от того, затронута костная ткань, мышцы или связки — выбирается тактика лечения.

▪ Если произошел перелом кости, китайская медицина, как правило, связывает травму с неудовлетворительным состоянием почек. При переломе пациент должен сохранять покой.

▪ Если пострадали мышцы или связки — виновата печень и ци. Мышечная ткань буквально насыщена кровью, поэтому следует усилить циркуляцию крови и ци. А значит, в отличие от первого варианта, здесь необходимо движение.

▪ Если произошел разрыв связок, стадия восстановления будет дольше. Как ускорить восстановление? Помимо лечения лекарственными растениями и иглоукалыванием необходимо добавить физиотерапию в сочетании с движением, что стимулирует заживление.

Уже говорилось, что после травмы из-за застоя ци и крови могут развиться серьезные заболевания, поэтому необходимо как можно больше двигаться. Так, предупредить развитие артроза после травмы можно, если сочетать движение с использованием трав. При условии достаточной двигательной активности пациента нормальные физиологические процессы в его организме постепенно восстанавливаются.

Остается добавить, что при правильном проведении лечения с использованием методов и средств китайской медицины сроки восстановления сокращаются в среднем вдвое.

 

Линии красоты

Ручной массаж зародился в глубокой древности и считался тогда одной из необходимых процедур ухода за кожей лица. В восточной косметологии массаж и сегодня является незаменимой процедурой ежедневного ухода за кожей лица и выходит на первое место по эффективности, поскольку помогает предотвратить застой крови и лимфы, улучшить кровообращение в тканях, насытить кожу кислородом, нормализовать обмен веществ, укрепить мышцы и ткани, восстановить нормальное движение энергии ци.

Современная медицина, к сожалению, не уделяет должного внимания массажу как лечебной процедуре, в то время как на Востоке массаж, наряду с фито- и диетотерапией, иглоукалыванием и цигуном, до сих пор является одним из основных методов терапевтического воздействия.

В традиционной китайской медицине, неотъемлемой частью которой по праву считается косметология, немало массажных техник. В их числе есть сложные — обучиться им можно лишь на специализированных курсах, но имеются и простые. Это техники прохлопывания, методы «липкого» массажа, а также обычные линейные движения, которые можно и нужно выполнять ежедневно в домашних условиях. Такой массаж не отнимает у вас много времени и сил. Процедура может длиться от 3 до 20 минут — в зависимости от вашего желания, возможностей, имеющихся косметических проблем и выбранного средства для массажа.

Косметическое средство и техника массажа

Выбор косметических средств, которые необходимо применять при массаже, в первую очередь определяется типом кожи лица и ее состоянием. Кроме того, при подборе косметического средства необходимо учитывать используемую массажную технику, которая тоже предъявляет свои условия. В частности, для «липкого» массажа больше походят гелеобразные средства, а для динамического массажа идеальна гематокосметика китайского производства «Джинлонг». «С вашим привычным средством для ухода за кожей лица можно выполнять простые поглаживающие движения по направлению массажных линий на лице, в шейно-воротниковой зоне, области декольте, — комментирует Лариса Плеханова. — Это тот минимум, который должна выполнять ежедневно каждая женщина».

Выбор техники массажа, в свою очередь, также зависит от существующих косметических проблем. Так, при подъеме, застое жара (в терминологии традиционной китайской медицины) скорость массажных движений должна быть высокая, а глубина воздействия — низкая. Главные маркеры подъема и застоя жара — зоны покраснения на лице или красное лицо, воспалительные элементы, отечность, склонность к аллергическим реакциям. И наоборот: если есть признаки недостаточности кровоснабжения (сухая, бледная, астеничная кожа), а также застоя лимфы, то движения должны быть более медленными, но воздействовать следует на глубокие слои.

Подготовка лица к массажу

Перед процедурой необходимо хорошо очистить кожу лица, шеи и зоны декольте специальным средством, можно сделать легкий пилинг — и только после этого наносится крем, гель или масло, необходимые для выполнения массажных движений. «Существует распространенная практика — перед массажем распаривать лицо при помощи горячего полотенца, — рассказывает Лариса Викторовна. — Делается это для того, чтобы кожа по максимуму впитала в себя все полезные вещества, которые содержатся в массажном средстве. Это важно, если вы имеете дело с косметикой поверхностного действия. Китайская же косметика, особенно масла, имеют высочайший биодоступ. В этом случае не требуется больших усилий, чтобы полезные компоненты проникли в ткани. К тому же тепловые процедуры имеют такие противопоказания, как расширенные сосуды на лице (купероз), склонность к воспалениям и высыпаниям, повышенная чувствительность кожи и склонность к аллергическим реакциям».

Основные массажные линии

Известные почти каждой женщине массажные линии — это основа правильного выполнения любого массажа лица. При этом следует соблюдать главное правило: все движения должны быть направлены от центра к периферии и снизу вверх. Массаж не должен восприниматься как легкое поглаживание — во время работы необходимо ощущать кости лицевого черепа.

Итак, перечислим массажные линии (см. рисунок):

▪ от середины лба по направлению к волосистой части головы;

▪ от переносицы до кончика носа;

▪ от боковых сторон носа через скулы к ушам;

▪ от середины подбородка до мочки уха по нижней челюсти;

▪ от верхней губы до верха ушей;

▪ от уголков рта к нижним частям ушей;

▪ на нижних веках от наружных уголков глаз к внутренним;

▪ на верхних веках от внутренних уголков глаз к наружным.

Такие нехитрые правила позволяют не только избежать травм, но и разгладить кожу в правильных направлениях, что обеспечивает наибольший косметический эффект.

— На этом этапе многие предпочитают остановиться, — делится опытом косметолог, — а зря. Зоны шеи и декольте больше склонны к застойным явлениям, нежели лицо. Основа здорового цвета лица и вообще красоты — это нормальное питание тканей, что возможно лишь при хорошем кровотоке. Вот почему обязательно нужно задействовать массажные линии шеи и декольте: по передней поверхности шеи следует легко провести ладонью вверх, затем под челюстью к мочке уха и с нажимом спуститься вниз по боковой поверхности шеи — по сонной артерии, чтобы убрать венозный и лимфатический застой.

Задняя поверхность шеи тоже нуждается в уходе: проглаживаем шею от основания черепа вниз. Область декольте обрабатываем следующим образом: движение ладони начинается от плечевого сустава, проходит под ключицей по направлению к противоположной подмышечной впадине. Движение должно быть попеременным: левой ладонью вправо, правой — влево. Нужно понимать, что кожа шеи и декольте близка по своему строению к коже вокруг глаз: она тонкая, имеет меньше мелких поверхностных сосудов и пор, что говорит о слабой системе увлажнения и саловыделения. Иначе говоря, здесь защитная пленка тоньше, чем на лице. Поэтому шея и декольте требуют не меньшего ухода, чем лицо.

Противопоказания к массажу лица

Основное противопоказание — это наличие гнойничковых заболеваний кожи, то есть любых инфекционных поражений, воспалительных элементов на коже лица, вызванных бактериями или подкожными клещами. Подобные заболевания следует лечить под руководством дерматолога, который при назначении лечебных процедур учтет особенности воспалительных элементов и причины их возникновения. «При этом высыпания невоспалительного характера не являются препятствием для проведения массажа, — продолжает Лариса Плеханова. — Другое противопоказание — серьезные заболевания крови или сосудов. Однако при куперозе массаж показан — он должен быть легким и динамичным. В состав средства для массажа при куперозе не должны входить компоненты, которые обладают согревающими свойствами».

Записала Лилия Калинина

 

Шаг за шагом — в цигун

Шестьдесят часов, выделенные на изучение теории и практики цигуна, мастер распределяет между разными аспектами освоения этой оздоровительной системы.

Утром «белый журавль раскрывает крылья»

В 8 утра все собираются на часовую зарядку, которая, в зависимости от погоды, проходит на сочно-зеленой травяной полянке или на крытой веранде. В утреннем комплексе, по рекомендации китайских врачей, статический цигун дополняет элементы мягких растяжек мышц и разминки суставов. «Стоять столбом», «гладить рыбу», «обнимать дерево» — эти упражнения полезно делать и в течение дня. Если выполнять их правильно и регулярно, то в организме восстанавливается циркуляция энергии ци и крови и каждая его клеточка включается в общий процесс оздоровления.

Кроме элементов классической зарядки, выполняемых в замедленном режиме, мастер показывает группе и новые упражнения с экзотическими названиями: «золотой дракон выпускает когти», «змея высовывает язык», «белый журавль раскрывает крылья», «ива покачивает ветвями», «наездник натягивает лук», «когти орла», «пагода над головой», «купающийся дракон». Учит «оглядываться на полную луну», «дергать лук из сухой земли» и др.

Полуторачасовой отдых после сытного завтрака многие участники семинара посвящают прогулкам к источникам с чистой родниковой водой, походам на обзорные горки и на берег Катуни. Несмотря на жаркий сезон температура воды в горной реке редко достигает 13–15 градусов. Те, кто отваживается искупаться в заводях у берега, обычно вознаграждены отличным самочувствием в течение дня, а дневная тренировка проходит у них особенно продуктивно.

День — время смены инь и ян — равновесие

Дневное занятие с 11 до 13 часов посвящается изучению и отработке движений комплексов динамического цигуна. Мастер многократно показывает отдельные элементы движений, фрагменты композиции. Подробно объясняя смысл каждого движения, показывает их в замедленном и убыстренном темпе, как в боевом ушу. Он старается донести до каждого буквальный смысл названия каждой формы, благо сами названия движений метафоричны, необыкновенно выразительны и поэтичны: «гладить гриву дикой лошади», «отряхивать колено с обеих сторон», «играть на лютне пипа», «захватить хвост воробья», «руками разгонять облака», «доставать иголку со дна моря», «удерживать преграду» и др.

Занимающиеся раз за разом повторяют вслед за мастером движения, пока они не складываются как кусочки мозаики в одно цельное художественное полотно, где каждый плетет свое кружево движений. Когда беспомощные поначалу движения постепенно обретают смысл и плавность, а все формы под звуки музыкального сопровождения вдруг начинают складываться в необычайно красивую, стройную и логичную композицию динамического цигуна, участников этого безмолвного танца наполняет беспредельная радость.

Мастер Ли Лисян широко практикует такой метод заучивания движений, как выступление поочередно двумя-тремя командами, когда свои же товарищи указывают на ошибки и недоработки в исполнении форм, а затем их вместе исправляют. Такой метод необыкновенно сплачивает группу, помогает сформировать особую атмосферу взаимопомощи. Заканчивается занятие — в соответствии с методикой мастера Ли Лисяна — обязательными взаимными объятиями, во время которых происходит важный обмен энергией и положительными эмоциями. Учитель советует: почаще говорите друг другу и себе — сяо пао бао, что значит «смейтесь, двигайтесь, обнимайтесь».

А потом — непродолжительный послеобеденный отдых, прогулки по берегу Катуни или по живописной деревне, посещение местных художественных арт-галерей, известных на весь Алтай, фотографирование местных красот, неспешные беседы…

Вечер — покой — медитация

Вечерние занятия с 17 до 19 часов на уютной крытой веранде мастер обычно посвящает беседам об истории и принципах цигуна и цигунотерапии, обучению способам медитации и самомассажа, знакомству с активными точками на теле и их основными функциями. В такие беседы особенно активно вовлекаются присутствующие в составе группы врачи, специализирующиеся в области традиционной китайской медицины, мануальной терапии, а также инструкторы по китайской гимнастике, которых всегда много на семинарах китайского мастера. Они в какой-то мере ассистируют учителю, показывая желающим, где находится та или иная акупунктурная точка и демонстрируя приемы эффективного самомассажа. Этот метод, применяемый Ли Лисяном в групповых занятиях, также помогает создать атмосферу доверительности, расслабленности и покоя.

Иногда, для самых любознательных, вечерние занятия цигуном естественным образом продолжаются и после ужина. Мастер знакомит со способами концентрации во время медитации, дыхательной гимнастикой туна, методами визуализации гуаньсян, когда усилием сознания надо сконцентрироваться на каком-то объекте и одновременно внутренним взором представлять различные образы — стену, траву, деревья, ручей... Медитация возможна при помощи как внешних объектов — мандалы, изображений Будды, деревьев, облаков, так и внутренних образов — можно сосредоточиться, например, на части тела, больном органе, активной точке. Хорошо медитировать под звуки дождя, леса или под музыку. Полезно произносить про себя или тихо вслух слова сун («расслабленность»), тун («проходить», «миновать»), кун («пустота»), представляя, как поток воды омывает тело.

При медитации важно, находясь в естественном положении, позволять мыслям приходить и уходить: как будто сливаясь с окружающим миром, внутренним взором наблюдать присутствие и одновременное отсутствие мыслей. Если полностью расслабиться и избавиться от мыслей все же не удается, можно воспользоваться методами концентрации: на дыхании (наблюдение вдохов и выдохов) или на нижнем даньтяне (условной области в нижней части брюшной полости). Ли Лисян подчеркивает, что на первых порах следует сосредоточить усилия только на одном способе концентрации и медитировать с закрытыми глазами.

Мастер указывает, что в моменты перемен энергий инь и ян важно не нарушать природные ритмы. Так, с 11 до 13 часов желательно находиться в спокойном месте, быть уравновешенным, а ложиться спать лучше с 23 до часа ночи. Перед сном полезно повторять тихим голосом звуки, связанные с внутренними органами.

Семь ступеней к здоровью

Любителям китайской гимнастики цигун Ли Лисян советует ежедневно выполнять несколько упражнений, которые он почерпнул из разных видов цигуна, практикуемого в школах современного Китая. На выполнение комплекса достаточно 15–20 минут в день.

 1. «Отталкивать небо». Встать ровно, ноги на ширине плеч. Подняться на цыпочки, руки поднять вверх, потянуться. Ощутить, как в пояснице тянутся мышцы. Повторить несколько раз.

2. «Когти орла». Встать ровно, ноги на ширине плеч. Руки раскинуть в стороны, выпрямить. Кисти опустить вниз и сложить в форме когтей орла, несущего добычу. Постепенно выпрямлять все суставы кистей, раскрывая ладони строго вертикально.

3. Разминка коленей. Встать ровно, ноги сомкнуты, ступни вместе. Обеими руками обхватить колени и выполнять круговые движения вправо-влево, внутрь и вовне. Выполнять по 5–7 циклов.

4. Разминка коленей и ступней. Встать ровно, ноги вместе, руки на поясе. Поочередно приподнимать каждую ногу, сгибая в колене, при этом колени поднимать как можно выше. Вращать ступнями влево-вправо по 7 циклов. Не опуская ноги на пол, вытягивать вперед попеременно каждую ногу и тоже делать вращательные движения в разных направлениях.

5. Приседания. Встать ровно, ступни вместе. Медленно садиться, не отрывая пяток от пола. Спину держать прямо. Полезно покачаться, сидя на корточках. Медленно возвратиться в исходное положение.

6. «Улыбаться вправо-влево». Встать ровно, ноги сомкнуть вместе, ступни вместе, корпус прямой. Зажать обеими ладонями уши, локти развести. Медленно разворачивать корпус то вправо, то влево, фиксировать повороты, перекручивая позвоночник. При поворотах можно задерживать дыхание, а при возвращении в исходное положение выдыхать, важно при этом не забывать улыбаться в разные стороны.

7. «Обнимать дерево». Поднять на уровень груди руки и представить, что обнимаешь вековую сосну. Так стоять несколько минут, пока выдерживают руки.

Елена Войтишек,

д. и. н., профессор,

завкафедрой востоковедения

гуманитарного факультета НГУ

Тайны перехода

Представления традиционной китайской медицины (ТКМ) о зачатии и развитии ребенка значительно отличаются от взглядов, принятых в европейской науке. С позиции материалистического мировоззрения сложно объяснить не только процесс появления новой жизни, но и само понятие живого. Трудно дать определение таким категориям, как самосознание, разум, интуиция, тем более непросто разобраться в патогенезе психических отклонений. Каноны христианской религии кое-что проясняют. Еще большее понимание дает буддизм. В китайской же культуре, объединившей шаманскую веру в Природу, логику конфуцианства и духовность даосизма, все эти процессы объясняет строгая и очень красивая теория.

Интеллект, сила воли и разум

В основе этой теории лежат все те же понятия инь и ян, ци и эссенции, концепция пяти стихий у-син — как в бытовых вопросах, так и в медицинской науке. Согласно этой основе материальным системам нашего организма — органам — соответствуют энергетические и духовные аспекты, различные по функциям, расположению, движению и «энергетической плотности».

Так, в «китайской» системе селезенки живет энергетическая субстанция — интеллект («и»), а в почках — сила воли («чжи»). От силы и здоровья материальных органов зависит качество их «вторых половинок» — нематериальных. К примеру, чем крепче у человека от рождения почки, тем мощнее сила воли, способность воплотить в жизнь любое дело. Чем четче работает система пищеварения, тем лучше питание головного мозга и работа интеллекта в его обычном понимании.

Следующий по значимости духовный элемент — разум (сознание, дух), по-китайски — шэнь. Именно он (оно) уходит и приходит, затуманивается, контролирует другие душевные силы. Живет разум-шэнь в сердце, точнее в перикарде. Поэтому выражение «сердце ноет (плачет, любит)», которое в той или иной форме встречается в различных культурах, имеет под собой веское основание. Именно шэнь позволяет человеку осознавать себя как личность. «Там, где есть смерть, нет шэнь (разума); если есть шэнь, то есть и жизнь» — так говорит китайская медицина.

Все три указанные энергетические структуры всецело принадлежат телу — вместе с ним рождаются, зреют и умирают. И если бы мы с вами сделали биоробота, возможно, только ими и обошлись. Такое создание, контролируемое электроникой, могло бы решать некоторые задачи, но — не было бы человеком. Потому что для этого нужна душа, которая является основой во всех религиях и в которую верят даже атеисты.

По китайской медицине душа состоит из двух частей: иньской и янской — телесной и эфирной души.

Эфирная душа хунь

Эфирная душа (хунь) в широком смысле соответствует западному пониманию души. Согласно древнекитайским верованиям она входит в тело спустя три дня после рождения в ходе церемонии имянаречения: отец дает ребенку имя, а вместе с ним передает небесную эфирную душу. (Сравните с христианскими традициями.)

В самом названии эфирной души заложено основное ее качество — невесомость, эфирность, призрачность, возможность к полету (ведь она «гуй»: дух, призрак). Это интуитивная, нерациональная сторона человеческой природы, у которой своя «программа» жизни, на которую разум не может влиять. Но последующее взаимодействие разума и эфирной души формирует основу всей психики человека.

Так, у маленьких детей, приблизительно лет до семи, разум очень мало ограничивает движения эфирной души. Если для взрослых такое состояние — патологическое, то для детей — вполне нормальное. Необузданные фантазии, яркие миры, игры, оживающие предметы, резкие изменения настроения — в поведении маленьких детей эфирная душа видна во всей красе. Не потому ли считают, что дети «истинны», не способны ко лжи? Не потому ли в их обличии изображают ангелов?

По мере взросления, после семи лет, разум становится более зрелым и начинает контролировать небесную душу. Ребенок меняется. А его необузданная энергетическая стихия начинает течь в обозначенном русле и работать на благо организма.

Являясь активной ян-структурой, эфирная душа придает движение всему, с чем взаимодействует. Это движение в мечтах и мыслях, в планах и проектах; движение в человеческих отношениях, процессе сновидений. Она отвечает за интуицию, вдохновение, идеи, творчество, отношения с другими в семье и обществе, — иными словами, соответствует нашей индивидуальности.

«Проживает» эфирная душа, по воззрениям древних китайцев, в печени. Но возвращается в нее ночью, во время сна, днем же находится в глазах. Не зря говорят, что глаза — зеркало души! Если инь печени истощена, сон у человека беспокойный; эфирная душа мечется и может даже временно выходить из тела — это ее особенность. Ведь, по буддийским представлениям, душа осуществляет связь между индивидуальным разумом и вселенским. Если такого контакта нет, разум находится в замешательстве: у человека нет целей, отсутствуют сновидения, он ощущает себя несчастным.

Но самое интересное, что эфирная душа, возможно, бессмертна! После смерти она покидает тело человека и возвращается на небеса. В «Книге ритуалов» («Ли цзи») говорится, что «плоть и кости со смертью умирают и возвращаются к земле, в то время как дух — эфирная душа — переживает тело и покидает его».

Телесная душа по и «кости предков»

Иньская часть души — телесная душа (по) — имеет совершенно иные качества. «Женская половинка» входит в тело на третий день после зачатия и формирует тело. Согласно ТКМ, плод «полностью состоит из телесной души и эссенции» и питается телесной душой матери (!). Энергетическая связь матери и ребенка сохраняется долгое время и после родов, и если разлучить младенца с матерью, это чревато негативными последствиями для его здоровья. При рождении ребенка эфирная душа присоединяется к телесной, и последняя ее удерживает. Вот и получается, что «мать предоставляет основание, отец — оплодотворение».

В дальнейшем телесная душа отвечает за физиологические процессы: дает способность чувствовать (осязать), слышать, ощущать, видеть. Через нее идет воздействие на эфирную душу, разум, интеллект и силу воли. Это от телесной души зависит ловкость движений и равновесие, координация тела. По сути, она и есть — инь.

«Хранится» телесная душа в легких, и при жизни она неразрывно связана с телом. А когда приходит смерть, перед тем как вернуться в землю, она некоторое время остается в теле, главным образом в костях. Этот факт объясняет трепетное отношение к костям предков в древнекитайской культуре.

Вообще, в Китае вера в духов не утрачена по сей день. Умерший человек остается членом семьи в виде духа (гуй) и незримо помогает во всех делах. На похороны и содержание могил расходуют большие средства, а почитание ушедших родственников остается одной из обязанностей живущих.

«Судьба» умершего человека изначально определена. В даосском трактате «Ле цзы» говорится: «То, что принадлежит Небу, чисто и рассеивается. То, что принадлежит Земле, плотно и не рассеивается. Когда дух покидает тело, каждый из них возвращается к своему подлинному состоянию». Вот почему духов называют «гуй» — «тот, кто вернулся домой».

А при жизни две половинки души — эфирная и телесная — неразделимы. Хотя эфирная душа может чрезвычайно растягиваться, приходить и уходить, между ними, словно пуповина, постоянно остается связь. Если гармония нарушится и эта связь исчезнет, человек умрет.

Получается, что главным условием жизни является гармония взаимодействия всех сил в организме, материи и духа. «Когда кровь и ци гармонизированы, питательная и защитная ци соединены, есть все пять внутренностей, разум (шэнь) находится в сердце, есть эфирная и телесная души, тогда формируется человеческое существо».

Знакомство с фактами исторической культуры Китая и познание основополагающих теорий традиционной китайской медицины поднимает и целый пласт моральных вопросов: отношение к суррогатному материнству, экстракорпоральному оплодотворению, абортам, эвтаназии, похоронным процедурам… Да и к смыслу жизни в целом. Кто мы? Чрезвычайно сложная структура, временно живущая на планете, или вечное взаимопревращение энергии и материи? Способ существования белковых, а может, и энергетических тел? Вопросов пока больше, чем ответов…

Олег Пятидесятников

 

После гриппа: реабилитация в свете интеграции

Проблема современной медицины

По мнению доктора Hai Hong, автора монографии «Теория китайской медицины: современная интерпретация», большой недостаток нашей медицины состоит в том, что ее восточная и западная ветви недостаточно интегрированы. При этом китайские врачи, как правило, владеют необходимым объемом знаний по европейской медицине, что позволяет им использовать ее наряду с китайской медициной в клинической практике. Большинство же западных докторов в лучшем случае прошли лишь краткий курс по основам традиционной китайской медицины.

Так, современный врач ТКМ дополняет китайскую диагностику новейшими диагностическими процедурами и лабораторными исследованиями, такими как анализ крови, рентген, магнитно-резонансная и позитронно-эмиссионная томография. При наличии в организме дисбаланса он использует в лечении комбинации китайских трав и иглоукалывание, а при острых состояниях — западные фармацевтические средства: при бактериальных инфекциях — антибиотики, при острых воспалениях — стероиды.

Термин «дисбаланс» используется здесь в значении «отклонение от здорового состояния организма». Традиционная китайская медицина разные виды дисбаланса определяет через недостаток или избыток инь и (или) ян и наличие патологических факторов, таких как жар, холод, сырость, мокрота и застой крови и др. Эти термины широко использует традиционная китайская медицина, но, как правило, они с трудом воспринимаются представителями западной медицинской школы.

Две стратегии восстановления

Различия между стратегией лечения, которая используется в современной китайской медицине, и западным медицинским подходом д-р Hai Hong наглядно иллюстрирует на примере пациента, который только что оправился от гриппа. В целом его организм уже справился с вирусом, но пациента мучит кашель с отхождением желтоватой или зеленоватой мокроты, что свидетельствует о распространении бактериальной инфекции. Он жалуется на слабость, эмоциональную нестабильность, сухость в горле, жар в теле, при этом температура не повышена. Язык красный и покрыт толстым слоем желтоватого налета. Согласно ТКМ, у него диагностируется классический синдром внутреннего жара и сырости.

В данном случае лечение по канонам ТКМ будет заключаться в использовании «охлаждающих» трав, ликвидирующих внутренний жар, с добавлением в травный рецепт других компонентов, разрешающих мокроту. Прием трав в течение недели, как правило, устраняет проблему, но если пациент значительно ослаблен, лечение может занять больше времени. Если китайский врач считает, что в борьбе с бактериальной инфекцией пациенту нужна помощь, на этом этапе он может назначить антибиотик из арсенала западной медицины, чтобы помочь нормализовать температуру и устранить мокроту, и дополнит лекарство фиторецептом ТКМ. После того как кашель и внутренний жар утихнут, доктор может назначить тонизирующее лекарство по рецепту китайской медицины, чтобы восстановить в организме баланс и предотвратить возможные рецидивы.

В подобной же ситуации врач, следующий методикам европейской школы, рассматривает появление мокроты в дыхательной системе пациента как результат вторичной бактериальной инфекции. Нервозность пациента и ощущение жара в теле он расценивает как переходное состояние, списывая эти симптомы на действие вирусной инфекции. С его точки зрения, подходящим лечением в этой ситуации будет курс антибиотиков и отхаркивающее средство, что позволит убить бактерии и разделаться с мокротой. При подобных состояниях нередко приходится назначать повторные курсы антибиотиков — если инфекция возвращается, а затем и пробиотиков — когда прием антибиотиков уже прекращен. После того как мокрота устранена, у пациента часто возникает сухой кашель, который может затянуться на несколько недель.

По словам китайских врачей, в азиатских странах многие пациенты прибегают к помощи китайской медицины, после того как им не удалось остановить кашель средствами западной медицины. Сегодня уже накоплено немало фактов (правда, пока они еще не признаны официальными данными), доказывающих, что лечение травами, направленное на очищение от жара и мокроты и восстановление равновесия в организме, действует на таких пациентов быстрее и сильнее.

Найти корень проблемы

Д-р Hai Hong подчеркивает: рассмотренный выше пример показывает, как целостное восприятие представленных у пациента симптомов позволяет врачу ТКМ сделать выводы о характере дисбаланса. В нашем случае дисбаланс в организме пациента, с позиции китайского врача, вызван внутренним жаром и сыростью. Такой взгляд отличается от подхода западной медицины, основанного на клеточной биологии и направленного на устранение патогена бактериального происхождения, находящегося в мокроте. С точки зрения западного врача, необходимо изгнать из легких мокроту, вызывающую дискомфорт, и эту функцию выполняет отхаркивающее средство. А согласно теории ТКМ, травы для разрешения мокроты должны не просто ее изгнать, а остановить выработку мокроты организмом.

Итак, рассуждает далее д-р Hai Hong, современный китайский врач ТКМ, прошедший в медицинском вузе подготовку по европейской программе, все же будет рассматривать бактериальную инфекцию как следствие дисбаланса в организме, основу которого составляет внутренний жар и сырость. Ведь именно их присутствие поддерживает вторичную бактериальную инфекцию. Следовательно, для современного врача ТКМ реальное решение — не убивать бактерии, а удалить корень проблемы: устранить внутренний жар и сырость и тем самым восстановить баланс. Когда внутреннее равновесие будет восстановлено, защитные силы организма — самостоятельно или с союзником — сумеют преодолеть вредоносные бактерии.

Когда же врач ТКМ все-таки прописывает антибиотик, его целью является, прежде всего, помощь слабым пациентам, особенно лицам пожилого возраста, чей организм имеет недостаточную собственную защиту. В этом отношении подход врача ТКМ мало отличается от тактики наиболее консервативных западных врачей, которые назначают антибиотики только ослабленным больным либо при опасных для жизни инфекциях.

Автор книги о традиционной китайской медицине в ее современной интерпретации сравнивает предмет своего исследования с деревянной тележкой, запряженной волом. Медленной и технически несовершенной повозке поручают грубую работу, когда нужно передвигаться по грунтовым дорогам и через холмистую местность, что выдерживает не всякий BMW. Вот и китайская медицина изобрела относительно простые модели организма и причинно-следственной связи заболеваний. Применяя эти модели в сложных случаях, она способна справиться с широким спектром заболеваний с помощью опыта, полученного за долгую историю китайской медицины. И все же доктор из Сингапура настаивает на том, что рациональная реконструкция теории традиционной китайской медицины требует провести соответствующие клинические испытания, чтобы убедиться в точности и эффективности ее методов диагностики и лечения. Это пойдет только на пользу многим ее разделам и способам лечения.

По материалам

кн. «Теория китайской медицины. Современная интерпретация»

д-ра Hai Hong из Технологического университета (г. Наньян, Сингапур)

Подготовила Марина Талалова