Мысли и здоровье

Ваш браузер устарел!!! Обновите Internet Explorer до версии Edge или воспользуйтесь браузерами Google Chrome, Mozilla firefox или Opera

Мысли и здоровье

Тень сомнений

Читайте в выпуске мысли здоровья №7... скачать выпуск №7

Прививка от страха

Во Вселенной все упорядочено. В ней действуют строгие законы, и хаоса она не терпит. И мы либо вписываемся в эту систему и живем в «зеленой волне», либо не вписываемся, и тогда нас преследуют неудачи…

От чего и почему мы так устаём в быту? Куда расходуем жизненную энергию?
Всё очень просто. Известно, что основные «пожиратели» энергии отнюдь не физические нагрузки, а… негативные эмоции, и главное чувство среди них — страх.

Страх под разными личинами неотступно преследует нас в повседневной жизни. Жизнь наполнена страхами: мы беспокоимся за близких, за исход какого-либо дела, за судьбы народов, наконец. Пустой страх накапливается и истощает организм, сковывает сознание. Из свободомыслящего, вольнолюбивого, счастливого человека мы превращаемся в загнанное в угол управляемое существо.

Когда мы боимся, мы излучаем волны страха. Они резонируют в пространстве с себе подобными. Страх очень заразителен, ведь люди чувствуют друг друга. Поэтому в толпе страх увеличивается в геометрической прогрессии. (Именно таким образом мы притягиваем в свою жизнь те события, которых больше всего боимся.)

Самая изощренная и коварная форма страха — сомнения. Недаром говорят: «червь сомнения» точит нашу душу. Исподволь, потихоньку, понемножку сомнения разносят в пух и прах все наши лучшие намерения. Стоит только усомниться в чем-либо — все страхи и сомнения исполняются в лучшем виде, согласно алгоритму исполнения желания.

А боимся-то мы чаще всего лишь того, что нам незнакомо, что нами не изведано и не познано, – всего, что непредсказуемо.

ПУСТЫЕ СТРАХИ — ЭТО ПРИВЫЧКА

Нас учат бояться с детских лет. С самого раннего детства, когда ребёнок криком сообщает окружающим о новых ощущениях — таких как голод, мокрые пелёнки, резкие звуки или движения, новые лица, — взрослые зачастую начинают успокаивать: «не плачь», «не бойся», «напугали деточку», подсознательно закладывая в разум маленького человека страх. Дети исследуют мир, открывая для себя всё новое с восторгом и любопытством — на ощупь, на вкус, раздвигая по мере развития горизонты пространств, интересов и возможностей. Гамма ощущений сопровождает этот процесс, а пустые страхи появляются позже – при активном участии взрослых.

Классическая картинка: малыш спотыкается, падает, но практически не ушибается. Какое-то время лежит неподвижно либо встает и оглядывается — смотрит ли на него кто-нибудь? И, только убедившись в наличии благодарных зрителей с их неизменной жалостью и вопросами типа «покажи, где больно», начинает плакать. Если же взрослые реагируют спокойно или весело, то и дети встают и тоже вполне спокойно продолжают двигаться.

Маленький человечек подрастает, и на смену сердобольным родителям в процесс запугивания включается чётко отлаженный, явно кем-то координируемый механизм нагнетания страхов отечественными СМИ.

Цивилизованные представители человечества в большинстве своём замечательно освоили науку страха, научились бояться сами и нагонять страх на других. При помощи специально организованного «искусственного» страха человек «глушит» мелкие повседневные страхи. Так некоторые люди лечат нервы и снимают стресс. Клин клином, так сказать. Выплеснуть принудительно эманации страха, выбросить энергии и эмоции, опустошить себя, забыться, на какое-то время отключиться от реалий, от быта-семьи-работы-повседневки — от жизни, попросту говоря. Отдохнуть от жизни — непостижимо...

Человек — единственное животное в природе, которое само себя сознательно пугает и с каждым годом изобретает для этого всё новые способы. Выплеск адреналина доставляет ему радость — люди научились получать удовольствие от страха! Так экстремальные виды спорта перешли в разряд активного отдыха, коллекцию аттракционов пополнили американские горки. Существует даже специальная комната страха. А индустрия фильмов-ужасов? Страшилки на любой возраст и вкус: от мультяшных монстриков до гигантских коллайдеров и планетарных катастроф

Выходит, пустые страхи — это привычка: мы приучены бояться — и боимся. Другое дело — инстинкт самосохранения, который помогает человеку выжить, уцелеть, сохранить жизнь и здоровье. У каждого живого существа есть инстинкт самосохранения. Нужно просто научиться быть осторожными.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ СРЕДСТВО ОТ СТРАХА?

Благодаря зрению, слуху, обонянию и осязанию наш мозг получает информацию о мире, которую затем перерабатывает. Если определённый объём информации за единицу времени слегка превышает норму — это испуг, при значительном превышении нормы мозг отключается. От получения огромного объёма информации развивается шок. Когда перестаёшь понимать — засыпаешь… (На этой реакции мозга основано действие электрошокеров, световых и шумовых гранат. Так как всё происходит моментально, нервный импульс минует кору головного мозга, и испугаться человек не успевает — он просто засыпает с открытыми глазами.)

В критической ситуации, когда внешний раздражитель значительно превышает порог восприятия, человек реагирует молниеносно: 70% людей — ступором, шоком, то есть охранным торможением, 30% — каким-либо действием. И только единицы способны ориентироваться в таких условиях и предпринимать эффективные шаги. Действовать сознательно, адекватно сложившейся ситуации можно и нужно учиться. Это пригодится, прежде всего, в повседневной жизни. Это отрабатывается и системой «Русский стиль». При запредельной нагрузке импульс восприятия идёт по короткому, подкорковому пути, минуя кору головного мозга, — то есть анализа событий не происходит, сплошные рефлексы. Именно в этом случае человек делает больше всего ошибок. Сознательное же реагирование — это так называемый длинный нейронный путь: через кору головного мозга. И организм можно приучить реагировать сознательно. Уж если мы будем действовать сознательно в критических условиях, то в обычной жизни всегда сумеем правильно сориентироваться.

У детей есть замечательная реакция на внезапный внешний раздражитель — весёлое удивление, интерес. Именно так мы реагируем в парках развлечений на запредельные нагрузки — нам страшно интересно. Именно так нужно относиться к жизни и познавать её во всех проявлениях. Мы боимся того, чего не понимаем. При знакомстве же со своими страхами они исчезают.

НАШ МИР — МИР ЛЮБВИ

Человек приходит в этот мир для счастья — своего и всех, кто рядом. Зачастую «от большого ума» люди осложняют жизнь себе и другим.

Перед нами всегда есть выбор: либо мы любим — и действуем точно, согласованно, правильно, идём по жизни легко, непринужденно, наслаждаемся этой жизнью, — либо боимся… Боимся обидеть, потерять, отказать, сделать больно…

Оглянитесь вокруг — и вы увидите, что на свете столько интересных дел, столько точек приложения творческих сил, столько способов реализации своей энергии, — так что на страхи просто не хватит времени…

Мир — поле любви. Всё остальное — сорняки, но они часть нас, и с ними нет смысла бороться, ведь они направляют нас в нашем развитии. Их надо узнавать, принимать, изучать.

И — учиться Любить. Просто любить…


Ничего случайного

Медицина древнего Востока всегда обладала притягательной силой и покоряла Европу своей мудростью, гениальной неопровержимостью и кажущейся на первый взгляд простотой. Особенность, в частности, традиционной китайской медицины в том, что она, ревностно сохраняя открытия прошлого, непрерывно развиваясь, дошла до наших дней. Теория традиционной китайской медицины, история развития которой насчитывает несколько тысячелетий, понятна и, самое главное, объясняет очень многие современные патологические состояния человека. Конечно, она обладает некоторым своеобразием. Это и понятно, и объяснимо — другая культура, своя, хотя и общепризнанная, философия.

Например, отношение к мелочам. Ничего с человеком не происходит просто так, и нет ничего незначительного ни в нашем окружении, ни внутри нас. Все, что нас беспокоит, имеет значение, особенно если это касается здоровья. Речь идет о тех самых «пустяках», с которыми никто из нас никогда не «потащится» к врачу. Мы, рванув тельняшку на груди, с головой — да в работу. В результате то, что поначалу казалось незначительным, со временем складывается уже в конкретные жалобы и столь же конкретные болезни. Вот тогда-то мы и «даем оторваться» и врачам, и себе! Ни для кого из нас не секрет, сколько времени тогда потребуется, чтобы привести себя в порядок. От чего проще избавиться – от хронической болезни или от незначительных на первый взгляд жалоб?

А ведь нам знакомо понятие профилактики. Почему-то ни в Японии, ни в Китае у заболевших, например ОРЗ, не считается зазорным, выходя из дома, надеть на лицо специальную защитную маску. Чтобы не заражать окружающих. У нас же это не принято. Представляете, какие косые взгляды будут бросать на вас, покажись вы на людях в маске? Зато считается в порядке вещей появиться на работе с острым насморком и перезаразить всех сотрудников. Это по-нашему.

В китайской медицине именно профилактике заболеваний отводится решающая роль. И помимо известных во всем мире правил здорового образа жизни существует еще несколько принципов, которые необходимо выполнять для успешной профилактики.

1. Лечение людей, не чувствующих себя больными. Учитывать предрасположенность человека к тем или иным болезням. Выявлять заболевание на самых ранних этапах его развития. Путем самых простых методов, таких как назначение диеты, выработка определенных правил поведения, массаж и т.п., поддерживать организм в здоровом состоянии.

2. Не бывает ничего несущественного и незначительного. Врачи Древнего Китая обращали внимание в первую очередь на основные жалобы и на первом этапе лечения стремились устранить именно их. И только после снятия основных симптомов врач принимался за «корень» заболевания. Поэтому лечение иногда продолжается даже после того, как человек почувствовал себя вполне здоровым. Такое лечение направлено на укрепление организма и профилактику возможных осложнений.

3. Радикальный подход в лечении. Если, например, человек внезапно заболевает простудой, то после устранения основных симптомов лечение будет направлено на устранение предрасположенности больного к простудным заболеваниям.

4. Лечение больного, а не болезни. Да, да, речь о том самом индивидуальном подходе, которого нам так порой не хватает. Человек изначально представляет собой самонастраивающуюся и саморегулирующуюся систему. Поэтому лечение только с помощью лекарств, без участия самого человека, будет помогать лишь на 50%.

Вот такие несложные правила. Несложно понять и то, как узнать о состоянии своего здоровья, основываясь на чувствах. И тем более — как его восстановить.

Вы не задумывались, почему мы спрашиваем друг друга: «Как вы себя чувствуете?» Именно – «чувствуете», а не «какое у вас давление» или «какой у вас уровень холестерина в крови». За привычными цифрами нет места чувствам. А что мы отвечаем на вопрос врача: «На что вы жалуетесь?» Согласитесь, многие из нас просто разучились жаловаться. Если не сказать больше – разучились полагаться на свои ощущения. А ведь именно ощущения рано или поздно становятся жалобами.

В Китае различают семь чувств, присущих любому человеку: радость, гнев (ярость), длительное несчастье, страх (испуг), раздумье (пустые переживания), тоска (печаль, скорбь) и обида. Оказывается, между этими чувствами и состоянием здоровья человека существует прямая связь. Мы знаем, что причинами болезни могут стать травмы, ожоги, укусы насекомых, физические перегрузки, вирусы, бактерии и т. д. Но широко известно и расхожее выражение «все болезни — от нервов». Более того, каждое из чувств может мотивировать конкретные внутренние органы как в сторону здоровья, так и в сторону болезни. Основную роль играет пресловутое чувство меры — первая из основополагающих категорий.

С одной стороны, чувства – это нормальная ответная реакция нашей психики на происходящее вокруг нас. Нормальная, пока не возникает неадекватная реакция на повседневную жизнь. Когда любое из семи чувств начинает усиливаться и «зашкаливает», происходит нарушение равновесия эмоций человека — вторая основополагающая категория, категория баланса. Чтобы попытаться восстановить нормальный баланс эмоций, наш организм вынужден включать резервы душевных сил, которые рано или поздно исчерпываются. А когда заканчиваются резервы, появляются нарушения уже не только в эмоциональной сфере, но и во внутренних органах. Так возникают внутренние болезни.

Вдумайтесь в приведенные ниже цитаты из старинных китайских медицинских трактатов. «Без чувств – сердце превращается в камень, и человека начинают одолевать болезни». Адекватная реакция чувств на окружение, согласно китайской теории, – это признак присутствия духа. Адекватность выражается во всем: в живости мимики, в поведении, адекватном окружению, положению в обществе и тому, что в этом обществе происходит, и т.п.

В теории китайской медицины согласно концепции «у-син» выделяют пять основных плотных органов: почки, печень, сердце, селезенка и легкие. Каждый орган мотивирует строго определенное чувство. В результате дисбаланса одного из чувств возникает болезнь вполне конкретного органа. Иными словами, наши чувства, переходя определенную грань, способны спровоцировать то или иное заболевание.

В Древнем Китае в соответствии с концепцией «у-син» одним настроением «лечили» другое, нежелательное настроение. Любое умеренное проявление чувства дает стимул к развитию органа, развитию человека. В свою очередь, любой избыток, как и недостаток определенного чувства, тормозит человека. Так, например, сильное проявление радости выплескивает энергию, человек становится эмоциональным, при этом ослабевает или теряется критика, — в результате такой человек легко поддается внушению. Тоска мотивирует болезни легких. Гнев гонит кровь вверх, отсюда — приливы к лицу, спазм сосудов вверху, головные боли, инсульты. А как можно понять следующие высказывания: «Многие знания умножают скорби», «Строгий зарабатывает язву желудка», «Смешливый приобретает половые болезни»? Если человек постоянно чего-нибудь пугается, это говорит о слабости почек, — в итоге ослабевает потенция и либидо. Разумное половое общение — необходимое условие для здоровья. Если половая жизнь чрезмерная или же человек много думает об этой проблеме, это также приводит к развитию болезней, в частности — к снижению функции почек.

Да, чуть было не забыл про вкусовые ощущения.
В китайской медицине большое внимание уделяется питанию. Если человек питается неправильно, что выражается в избытке или недостатке в его рационе пищи определенного вкуса, это также приводит к различным заболеваниям. Различают пять основных вкусов, по числу основных органов, и каждому органу точно так же соответствует определенный вкус, как и определенная эмоция.

Итак, мы затронули лишь крошечную часть многовекового опыта медицины Древнего Китая. Помните: «Можно бесконечно долго смотреть на три вещи — огонь, воду и звездное небо»? А теперь попробуйте объяснить себе, на что хотелось бы бесконечно долго смотреть именно вам? И почему? Интересно, не правда ли?

Сергей Чермошенцев, главный врач компании «Ли Вест»



Что и как покорял Ермак

Колумб открыл Америку в 1492 году. К 1504 году совершил четыре экспедиции, но так и не понял, что открыл Америку, а не Индию. Только Америго Веспуччи, пройдя в 1502 году около 7000 км береговой линии до 52-го градуса южной широты, понял, что это новый материк. А в 1514 году Васко Нуньес Бальбоа вышел через Панамский перешеек к Тихому океану, преодолев за месяц около 100 км. Итак, испанцам понадобилось 22 года, чтобы наконец сориентироваться и пересечь Американский континент в самом узком месте в условиях субтропического климата. А для покорения европейцами Североамериканского запада — и вовсе 200 лет...

Ермак покорил Сибирское царство в 1583 году при Иване Грозном, но через два года погиб, а покорители, мягко говоря, ретировались обратно. Второй раз Сибирь присоединили в 1587 году уже при Борисе Годунове. Дальнейшие темпы освоения Сибири просто невероятны! В 1604 году основан Томск, в 1619-м — Енисейск, в 1632-м — Якутск, в 1648 году — Анадырь. Всего за 60 лет отмахали от Перми до Каменного Носа Чукотки. По прямой это примерно 6000 км, по ломаной — более 7300: от Перми до Тобольска — 700 км, от Тобольска до Томска — 1050 км, от Томска до Енисейска — 500 км, от Енисейска до Якутска — 2000 км, от Якутска до мыса Дежнева — 2870 км. Чем дальше, тем быстрее!

Карамзин сравнивал Ермака с Кортесом и Пиззаро. Но «копия» в данном случае оказалась гораздо внушительнее и масштабнее западного «оригинала».

Допустим, что и тех и других гнала вперед жажда легкой наживы. Но в Сибири она была вовсе не легкой. Ермак основной свой путь проделал против течения рек Чусовой, Серебряной, Туры, Тобола, Иртыша, Оби… Дальнейший путь первопроходцев шел в основном через реки, текущие на север. Ну и климатические условия не сравнить. У нас продвигаться вперед можно только в короткий летне-осенний период.

К подвигам русских первопроходцев можно относиться с трепетным восторгом — и это правильно: пусть кто-нибудь повторит путь Семена Дежнева в современных условиях. Но можно — и с некоторым недоверием. Конечно, идти по 50 километров в сутки в принципе реально. Но не долго, пока не закончатся продовольственные запасы. Можно идти и на подножном корме: грибы, ягоды, рыба, дичь. Но темпы снижаются, а хлеб, соль, порох, пули, дробь, снасть, дрова, одежда нужны все равно.Можно весь груз взвалить на лошадей, собак, оленей. Но это не повысит темпов продвижения, скорее наоборот. Ведь тягловую силу тоже нужно кормить и поить (лошади, собаки и олени не едят снег). И самое главное — нужно знать маршрут.

А наши ведь «шли в земли неведомые за мягкой рухлядью, местные народцы объясачивать и приводить в подданство белого царя». Не всегда это получалось мирным путем. И воевали, и народу вроде бы полегло немало. А вот поди ж ты — за 60 лет от Перми до Чукотки дошагали, «ударили по бездорожью и разгильдяйству» без карты и компаса. Причем, если испанцев с португальцами направляла вперед «просвещенная» Европа и возглавляли поход исключительно образованные идальго, то русские первопроходцы были «люди черные» и необразованные казаки, то есть, как учит нас родная история, отсталые крестьяне, сбежавшие от крепостного права. Сбежали, а затем начали «землицы приискивать, объясачивать», да еще под подданство царя Московского «приводить».

Характерно, что мыс Дежнева (самая восточная часть Азии) открыл Семен Дежнев — потомственный помор, морским путем пройдя на кочах из устья реки Колымы в устье Анадыря. (Значит, это он открыл и Берингов пролив, и Берингово море в 1648 году, за 100 лет до Беринга!)

Да только, скорее всего, не открыл, а знал. Знал и о мысе Большой Каменный Нос, и о проливе, и о море, и об Аляске. Вероятнее всего, русским «неучам» издревле было известно и о тамошних инородцах, и о географических очертаниях, и о путях-маршрутах. А вот «образованным» европейцам это было неизвестно, и до Петра Великого их в глубь Сибири просто не пускали. И вот через распахнутое «окно в Европу» впорхнул на Российский флот капитан-командор Витус Беринг, и Европа в его лице открыла для себя и Берингов пролив, и Берингово море. Занимательно, что сама идея экспедиции «Об изыскании корабельного ходу от Архангельска около Новой Земли в Японию, Китай, Индию, Америку и протчие» родилась на берегах Туманного Альбиона. Ее идеологом был английский негоциант Уильям Элтон, проводником — российский посланник в Лондоне молдаванин Антиох Кантемир, научным руководителем — профессор Академии Жозеф Делиль, непосредственным руководителем и исполнителем — Витус Беринг. Все это происходило за российский кошт при императрице Анне Иоанновне, ее фаворите Бироне и канцлере Остермане.

Но тут вот что особо занимательно: предлагал Берингу свои услуги в экспедиции и минский житель Иван Козыревский, который (внимание!) исходил всю Камчатку, побывал на трех Курильских островах и… знал путь в Японию. Беринг пренебрег помощью Козыревского и сам пошел искать для «образованной» Европы мифические земли терра-да-гама (что-то вроде Земли Санникова), Иезо и Японию. Чем все это закончилось, мы уже знаем. Беринг погиб. Но — возведен в ранг великих мореплавателей и первооткрывателей. А наших Пояркова, Хабарова, Дежнёва, Атласова, Козыревского просвещенный Запад считает путешественниками местного значения. Или вообще никем не считает.

Но главное не в этом. Сибирь и Дальний Восток вовсе никто не завоевывал. Они сами присоединялись к наиболее сильному на тот момент из российских государств, воедино воссоединяя тем самым былую «орду» — великую империю. «Первопроходцы» просто несли об этом весть. Сибирь была «русской» тысячи лет до Ермака. И русские жили в ней всегда. И вышеперечисленные города стояли в ней всегда. Об этом же говорят и древнейшие русские топонимы Сибири и Дальнего Востока, которые изобилуют русскими лексическими протокорнями.

Существование полубылинных Беловодья и Лукоморья, Грустины и Аркаима сегодня уже, по существу, можно считать доказанным. Но ученых, которые занимаются этим малоизвестным пластом отечественной истории, официальная наука, как и прежде, не принимает всерьез. Их объявляют в лучшем случае фантастами, в худшем — шарлатанами. Поэтому и занимаются «русской Сибирью» немногие.

До революции данной темы историки касались чаще и смелее. Еще В. Флоринский в своем двухтомнике «Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни», вышедшем в Томске в 1894 году, исследуя археологические памятники Сибири и славянской Европы, пришел к выводу, что эти памятники идентичны, только сибирские намного древнее.

Раздел «География» в знаменитой Британской Энциклопедии 1771 года заканчивается таблицей, где перечислены все известные ее авторам страны с указанием их площади, столиц, расстояний от Лондона и разницы во времени по сравнению с Лондоном. Очень любопытно и неожиданно, что Российская империя того времени (а ведь это уже вполне цивилизованная и могучая страна эпохи Екатерины Великой!) рассматривается авторами Британской Энциклопедии как несколько различных государств. Это Россия площадью в 1103485 квадратных миль со столицей в Петербурге, Московская Тартария площадью 3050000 квадратных миль со столицей в Тобольске. Московскую Тартарию авторы Британской Энциклопедии считали самой большой страной в мире. Все остальные были меньше ее, по крайней мере, в три раза. Кроме того, указана Независимая Тартария со столицей в Самарканде и Китайская Тартария со столицей в Чиньяне. Их площади — 778290 и 644000 квадратных миль соответственно.

Трудно обвинять в полном географическом невежестве авторов столь уважаемого издания. Но если верить англичанам, придется согласиться, что в Сибири было несколько независимых от Романовых государств. Все эти Тартарии были осколками Великой Орды, которая, по мнению многих исследователей, является Русской империей, причем далеко не первой из русских империй Евразии.

В последнее время появляется все больше данных о том, что культура Евразии имеет единую древнюю основу. Об этом, в частности, говорится в работах профессора В. А. Чудинова, с 2002 года возглавляющего комиссию по истории культуры Древней Руси при президиуме РАН. Чудиновым прочитаны надписи древнейших эпох — вплоть до палеолита. И установлено, что география распространения эпиграфики славян охватывает всю Евразию — всю, включая Сибирь и Дальний Восток. Эти открытия не только подтверждают выводы о присутствии славянской составляющей в отдаленном на тысячелетия прошлом всего российского Зауралья. Выводы Валерия Чудинова доказывают, что и в прошлом нашего восточного «большого брата» Китая не обошлось без русских корней… В частности, что его национальная гордость – иероглифическое письмо… основано на древнейших русских рунах…

Будем надеяться, что в истории России найдется достойное место и древнему Аркаиму, и Золотой империи Чжурдженей на Дальнем Востоке, что исчезнет позорное клеймо татаро-монгольского «ига», о котором несчастные скотоводы-кочевники пустыни Гоби даже не подозревали, пока некоторые из них не получили европейского образования…

Утаивая истинное прошлое Российского государства, мы сами провоцируем попытки навязать ему иную историю — выгодную всем, кроме тех, кто в нем живет. Живет на своей земле. Живет долго — всегда.


Неизвестная Сибирь

Постоянные находки остатков древних поселений, культовых сооружений, некрополей, созданных несколько сотен тысяч лет назад, заставляют глубоко задуматься, соответствуют ли действительности общепринятые факты истории? Так, зимой 1993 года в Муромцевском районе Омской области при прокладке теплотрассы был обнаружен древний некрополь достаточно большой площади. Возраст находки озадачил прибывших специалистов, поскольку не вписывался в традиционные представления об истории этой местности. Официально считалось, что первыми территорию Западной Сибири обживали дикие ханты-манси, между тем найденные при раскопках некрополя останки не принадлежали ни одной известной местной культуре. Так возникла гипотеза, согласно которой 300 тысяч лет назад на территории Западной Сибири существовала высокоразвитая цивилизация.

Не исключено, что речь опять идёт о древних ариях. Теме Гипербореи — сказочной северной страны, служившей им родиной, — посвящено уже так много исследований и накоплено столько материала, что красивая легенда о некогда существовавшем земном рае стремительно облекается в плоть и кровь. К тому же легендам, эпосу порой стоит доверять гораздо больше, нежели авторитетным учебникам истории. Нашёл же Шлиман Трою, поверив полумифической «Илиаде»! Так и те, кто ищет воспетую в преданиях Гиперборею, находят её следы, — и постепенно вырисовывается чёткая картина распространения этой древнейшей высокоразвитой цивилизации на нашей планете. Исследователи считают, что арии, покинувшие разрушенную катаклизмом Гиперборею, пошли по двум путям: через Кольский полуостров и Западную Сибирь с Уралом. Найденные на Урале древние поселения, о которых мы уже писали, и находки в Омской области красноречиво говорят в пользу этой версии.

В маленькой деревеньке Окунёво Муромцевского района ещё в 1963 году школьники находили зеркально отполированные плиты светло-серого цвета, похожие на обломки какого-то искусственного сооружения. А в 1992 году в Окунёво, как в святое место, приехала некая Расма Розитас, ученица индийского гуру Шри Бабаджи. В столь дальние края её привели рассказы Учителя о могущественной древней цивилизации в Западной Сибири и о находившемся на этой территории величественном храме в честь индийского бога Ханумана.

И действительно, в 2000 году под Школьной горой в толще грунта, состоявшего из суглинков, песков и рыхлых песчаников без малейших признаков скальных пород, при помощи сейсмоприборов был обнаружен крупный плотный массив с пустотой внутри. Несколькими годами раньше ясновидящая Ольга Гурбанович «разглядела» в этом районе храм, скрытый глубоко под землёй. По одной из версий, прежде чем изменения климата увели гиперборейцев на Синайский полуостров, ставший их окончательным пристанищем, они проживали на берегах речки Тары («спасительницы» в переводе с санскрита). В тот период они якобы и возвели здесь священный храм, в который поместили магический кристалл. В этом кристалле заключена вся полнота знаний о мироустройстве, более того — он представляет собой энергоноситель, способный на тысячи лет обеспечить Землю чистейшей энергией. Найти кристалл — занятие не из лёгких, но именно этому событию, как считают, посвящены строки предсказателя Нострадамуса: «Великий праздник принесет тартарцам Огненная Лошадь, Промчавшись в первый раз по Третьему Пути, Копытами вздымая землю и обнажив тем самым Ценность Неземную, сокрытую глубоко в недрах».

Так или нет — рассудит время. Но Окунёво уже сейчас считается уникальной энергетической зоной, а в некоторых публикациях это село называют даже энергетическим центром планеты. Невероятное встречается здесь в самых разных видах. Это и исключительно целебные свойства местных озёр (анализы не выявляют в них ни повышенного содержания серебра, ни других отличий от состава прочих водоёмов, но факт остаётся фактом), и многочисленные загадочные явления вроде столбов света, светящихся шаров, возникающих в небе изображений, регулярно фиксируемых НЛО. Люди в этих местах могут заблудиться на самой незамысловатой дороге, испытывать странные состояния, а бывали и случаи таинственного исчезновения. Учёные объясняют подобные явления пересечением в этих местах двух разломов земной коры, где открываются пространственно-временные каналы, а эзотерики, в свою очередь, объясняют это тем, что Окунёво представляет собой мощный энергетический центр, служащий воротами в иные миры.

Знаменитый американский пророк Эдгар Кейси предсказал Западной Сибири великое будущее. По его словам, этот регион должен послужить своеобразным «ковчегом», обителью спасения для человечества после пережитых глобальных катаклизмов.

Почему именно Сибири отведена такая почётная роль и насколько оправданны такие предположения, мы поговорим немного позже, когда из поездки в «Окунёвскую аномальную зону» вернётся группа новосибирских исследователей, включающая историков и журналистов. Их репортажи с места событий мы обязательно опубликуем на страницах нашей газеты.

Надежда Изюмова


Музыка навсегда

Музыка обязательно присутствует в нашей жизни хотя бы потому, что она звучит внутри нас. Установлено, что каждому человеку присуща собственная частота, совпадающая с частотой одной из семи нот. А мелодии, вызывающие у слушателя положительные эмоции, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. При этом музыка воздействует на человека независимо от его сознания.

Известно, что силе искусства Орфея покорялись не только люди, но и боги, и даже природа… На одной из вершин Родопских гор Орфей построил священный храм Одеон, остатки которого были найдены в середине ХХ в. на территории современной Болгарии недалеко от города Пловдива. В этом храме Орфей излечивал музыкой и пением всех приходящих туда больных. Существует и такой факт: когда в 1730 г. известный итальянский певец Фаринелли был приглашён к испанскому королю Филиппу, то после прослушивания выступления король удивительным образом избавился от мучивших его хронических болей и депрессии.

Американские учёные лаборатории Jet Propulsion в Пасадене открыли феномен «звукосвечения». Направляя мощные ультразвуки в стеклянный сосуд с водой, они увидели, как образуются крошечные пузырьки, излучающие голубоватый свет. Этот феномен доказывает реальность физического воздействия звуков на материю, причём не только слышимых, но и тех, которые человеческое ухо не способно воспринимать. Вместе с тем музыка не только оказывает воздействие через ухо, но может непосредственно проникать в тело в виде звуковых волн. Вибрационная природа звуков и музыки создаёт язык, который понимают наше тело и сознание. При этом слово «язык» здесь означает не речь, а информацию. Кстати, слово «информация» происходит от латинского «informatio», что значит «форма». Иначе говоря, музыка — это процесс смены акустических форм. Если бы мы могли видеть формы, создаваемые музыкой, то увидели бы структуры, сходные с горами, долинами, деревьями, микроорганизмами и галактиками. Изучение форм, создаваемых музыкой, называется киматикой. Учёным удалось уже собрать множество фотографий киматических рисунков, которые возникают при пропускании звуковых вибраций через металлическую пластину с различными резонирующими объектами, такими как металлическая стружка или песок. Эти исследования показали, что музыка действительно создаёт некую разновидность языка. При этом порядок информации (нот) в музыке так же важен, как порядок информации (слов) в речи. Такое отождествление музыки с языком открывает науке новые возможности для понимания её влияния на мозг.

Любая звуковая вибрация состоит из волновых форм. Чем выше частота, тем выше звук. Нормальная зона восприятия звука для человека — от 20 до 20 тысяч Hz. Некоторые люди слышат звуки выше 20 тысяч Hz, но очень мало кто слышит звуки ниже 20 Hz. Используя разные частоты, можно вызвать резонанс в тех или иных частях тела, активируя различные процессы. Музыка, её ритм, тембр, тональность может значительно влиять на работу мозга. Быстрый темп вызывает усиление циркуляции крови и других жидкостей организма, меняет частоту пульса, повышает эмоциональную активность. Медленный оказывает обратное действие. Была установлена и взаимосвязь между частотой звуковых волн и успешностью обучения. Доктор Лозанов из Болгарии, используя музыку с ритмом 60 тактов в минуту (пример — музыка барокко), смог в ходе экспериментов добиться ускорения процесса обучения. Д-р Сью Чапмэн (Dr. Sue Chapman) изучала влияние музыки на недоношенных детей. Одной группе младенцев шесть раз в день проигрывали «Колыбельную» Брамса, а другая группа не слушала никакой музыки. Новорождённые, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше «немузыкальных» детей.

Интенсивность или сила звучания, безусловно, оказывает сильное влияние на организм, и особенно на нервную систему. Нормальная для восприятия интенсивность звука находится приблизительно в интервале от 50 до 90 децибел. Некоторая рок-музыка может доходить до 115 децибел, а болевой порог лежит в пределах 125 децибел. При этом один и тот же звук действует на нас по-разному в зависимости от тембра, который определяется формой волны. Д-р Оно (Dr. Ohno) из Научного института Бекмана в Дуарте, штат Калифорния, смог подобрать музыкальную ноту к каждой из аминокислот, составляющих код ДНК. Он записал музыку, которую «играют» спирали ДНК различных живых существ. Выяснилось, что это не разрозненные звуки, а настоящие мелодии. В одном из своих экспериментов доктор записал мелодию определённого типа раковых клеток. Она оказалась поразительно похожей на «Траурный марш» Шопена

Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений тонизируют центральную нервную систему, усиливают внимание. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы. Новейшие исследования показали также, что под воздействием классической музыки происходят важные изменения в составе крови, резко сокращается количество гормонов, вызывающих перенапряжение нервной системы. Одновременно в крови увеличивается концентрация вещества, которое служит одним из важнейших элементов системы иммунной защиты организма от вирусов. Известный исследователь доктор Кэмбелл рекомендует ежедневно в течение пятнадцати минут слушать классическую музыку тем, кто испытывает на работе стрессовые перегрузки.

Но этим благотворное действие музыки не исчерпывается. По мнению китайских медиков из госпиталя города Тяньцзиня, она помогает пациенту преодолеть страх на операционном столе при несложном хирургическом вмешательстве. Оказывается, поначалу музыка стала звучать в больнице во время операций, чтобы снять напряжение у самих хирургов. Они-то и заметили, что с ней пациентам легче успокоиться и отвлечься от неприятной процедуры. И теперь любой пациент может заказать перед операцией музыку по своему вкусу.

Однако музыка способна не только лечить, но и калечить. И это не её вина, а наша проблема. Сегодня даже самое примитивное электронное устройство позволяет усилить звук до уровня, который приводит к необратимым поражениям органов слуха, нарушает ритмику внутренних процессов. К тому же современная аппаратура дает возможность одновременно воздействовать на очень большую аудиторию. Недаром в середине ХХ в. во многих странах, возможно как реакция на новую реальность, были введены санитарные и охранные нормы, ограничивающие громкость музыки. Был обозначен предел допустимой громкости, он составил 90 децибел. Кроме того, установлено, что при бесконтрольном использовании музыки средствами массовой информации и отдельными группами она способна оказывать отрицательное влияние на человека, особенно на молодых людей, возбуждая их, вызывая агрессию и потребность в разрушении.

Музыка не просто присутствует в нашей жизни — она ещё и свидетельствует о скрытых в нас процессах, которые мы можем либо организовывать в стройную картину, либо отпускать в свободное бесконтрольное плавание. Слышащий — да услышит.

Полина Маратова


Скоро сказка сказывается

Мы все выросли на сказках. И в этом нет ничего удивительного: именно через сказочные образы ребёнок создаёт свою картину окружающего мира. Основное, на что маленький человек станет ориентироваться, когда вырастет — представления о добре и зле, об отношении к природе и людям, о любви и патриотизме, — закладывается в те минуты, когда родной голос негромко читает или рассказывает ему поучительные небылицы. Недаром миссия сказочника издавна была возложена на самых близких людей, тех, кто особо значим для ребёнка, кто может верно сориентировать его на жизненном пути. Теперь же это всё чаще перепоручают безотказному развлекателю и воспитателю — телевизору.

Самый беспроигрышный способ утихомирить маленькое чадо — включить мультфильм. Ожившая сказка увлечёт его за собой надолго. Но если родители думают, что могут облегчённо вздохнуть, это им только кажется. Мозг трёхлетнего ребёнка, к примеру, усваивает 80% поступающей информации, при этом всё усвоенное воспринимается как норма. Дети не любят наставлений, и сказка не учит их напрямую – она предлагает образы, которыми дети наслаждаются, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Ребёнок не просто разглядывает живые картинки — он постигает, что такое хорошо и что такое плохо, хочет подражать тому, кто привлекает его внимание, и следовать тем образцам поведения, которыми его смогли заинтересовать. Так увиденное и услышанное во многом определяет характер и взгляды в дальнейшем, оказывает влияние на судьбу. Вот почему важно быть в курсе, что же впитывает притихший перед телевизором малыш.

Возьмём столь популярные среди детской аудитории американские мультфильмы. Длинные и яркие, они с лёгкостью приковывают к себе внимание ребятишек. Казалось бы, сюжеты этих сказок нам хорошо известны, они по традиции повествуют о любви и дружбе, о победах над тёмными силами — чего же лучше? Однако дотошные исследователи решили подробно проанализировать киноматериал и в итоге пришли к очень неутешительным выводам: регулярный просмотр некоторых популярных мультфильмов может сформировать у детей искажённый взгляд на мир и лишить их самых главных человеческих ценностей.

Судите сами. Как утверждают психологи, сегодня наши дети испытывают романтический голод, а это очень серьёзная проблема, потому что в период первого интереса к противоположному полу ребёнку для нормального развития необходимы романтика и тайна. Только через романтику и робость перед женским полом мальчик может стать настоящим мужчиной. Только скромная, целомудренная и стыдливая девушка способна привлекать к себе настоящих мужчин. Детскую стыдливость и стеснительность вообще называют непременным условием для создания семьи и продолжения рода в будущем. Недаром в наших мультфильмах Василиса, Алёнушка условны и воздушны, их женственность выражается через духовные качества — именно так выглядит мечта. Вообще в народных сказках главные героини воплощают народные представления о красоте, доброте и уме. Например, Василиса Премудрая. Все эти качества передаются через её внешность, манеры и речь.

В американских мульт-фильмах образ женщины чаще всего лишается ореола таинственности и романтичности. Всё очень конкретно, физиологично, реалистично, никакой условности — развитые формы и раскрепощённые повадки, часто откровенно вульгарные. К тому же практически все героини на одно лицо, лишённое как индивидуальности, так и прелести; в жизни такую особу легче принять за монстра, чем за эталон красоты и доброты. И обращаются с ними соответственно: вот Шрек тащит свою подружку, как мешок, а потом недвусмысленно с ней заигрывает.

Зло в этих мультфильмах, как правило, уничтожается физически, а это тоже формирует в ребёнке вполне конкретные представления о методах борьбы за справедливость. Согласитесь, трудно представить Настеньку в припадке агрессии, с лицом, искажённым гримасой ярости, а для цыганки из «Нотр-Дама» и многих других американских героинь это норма. Могла бы царевна-лягушка драться, как мужик? А Жасмин в «Аладдине» или огрша в «Шреке» делают это весело и заразительно. Конечно, и в русском фольклоре есть героини, которые не только красивы, но и сильны и отважны, как древние амазонки, только они не демонстрируют свою силу так грубо и зрелищно. Например, одна из них, решив испытать своего жениха, приказала ему поднять ружьё, с которым она охотилась. И ружьё вынесли… сорок человек!

Помните, Настенька из «Аленького цветочка» поёт проникновенную песню о соловушке, символе романтики и любви. А при просмотре мультфильма «Шрек» дети смеются над эпизодом, в котором птичка взрывается от пения огрши. Но романтическая героиня не может быть вероломной, не может убивать — это перечёркивает всю систему детских представлений о мире! Если жизнь населена такими существами женского пола, то она безрадостна и бесперспективна, ведь женщины в ней существуют не для продолжения рода, а для козней и агрессии.

Омужествление женщины и так печальная примета наших дней. Навязываемое с экрана, это явление ведёт к смешению роли полов в жизни, что в будущем может вызвать глубокую сексуальную дезориентацию. Плюс к этому, как утверждают детские психологи, демонстрируемые в детских мультфильмах взрослые стереотипы поведения, очень смахивающие на эротику (а именно так они классифицируют многие позы и жесты мультгероев, их откровенные сладострастные поцелуи), раньше времени растормаживают у детей сферу влечений, к чему ни морально, ни физически ребёнок ещё не готов. Не имея нормального выхода, сексуальные переживания могут сказаться на психике ребёнка, спровоцировать в дальнейшем проблемы в этой области и трудности при создании семьи.

Но это ещё не всё. Самым священным в сказках всего мира всегда был образ матери. В американских мультфильмах поэзию материнства, оказывается, можно найти только среди мира животных — «Король-Лев», «101 далматинец» и др. Если же дело касается людей или когда людей изображают животные, картина совсем иная. Вот, например, утка-мать от «Метро-голден-майер». Совершенно опустившееся создание, которое демонстрирует своё нижнее бельё мужу. В жизни так ведут себя какие-нибудь алкоголички. Её голос, манеры, жесты совсем не материнские. Даже своего ребенка она держит, как стакан. Легко сравнить то, что видим, с нашей «Серой шейкой». В обоих случаях — образ матери, но у маленьких зрителей они формируют совершенно противоположное отношение к собственным мамам. В американских мультфильмах вообще трудно найти образ матери-человека, которая была бы молодой, полной сил, красивой, вызывающей у маленьких зрительниц желание подражать. Скорее возникнет желание никогда не связывать себя узами брака и не рожать детей, чтобы не превратиться в неопрятное чудовище.

Сила сказки в том, что дети воспринимают её как нечто само собой разумеющееся, она не вызывает у них ни критики, ни осуждения. Ведь сказочные образы представляют собой язык символов, который так близок нашему подсознанию. Поэтому же сказка — один из важнейших факторов, воздействующих на психологию ребёнка и формирующих его картину мира. От того, какая это будет картина, какие образы станут для нового поколения привычными и желанными, какие модели поведения войдут со знаком плюс в детское сознание, зависит по большому счёту наша с вами дальнейшая жизнь.

Как писал выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский, «нравственное влияние гораздо важнее, чем наполнение головы ребёнка знаниями». Так пусть это влияние будет у нас под контролем — не станем жалеть времени, иначе потом некому будет жалеть нас.

Олег Васильев


Спасительный рассол

Я уже готовлюсь стать бабушкой, но только недавно узнала из статьи в вашей газете, что осенью моей дочери надо было укреплять почки, а не огурцы солить. Хотя, как говорится, уж лучше поздно...

Расскажите, пожалуйста, как проявляют себя неполадки в других органах. Ведь в понятиях восточной медицины, скорее всего, не только почки, но и другие органы связаны с какими-то вкусами, временами года... 
Людмила Сагина, г. Новосибирск

Приходилось ли вам наблюдать рядом с собой блаженную физиономию, припавшую утром к капустному рассолу, как к живительному чудотворному источнику? Если нет, то вам повезло. Впрочем, благодаря отечественному кинематографу эта сцена наверняка всем хорошо знакома.

Именно так спасается наша печень от агрессии своего хозяина наутро после праздничного возлияния, когда ей пришлось не на шутку потрудиться, чтобы утилизировать все, что мы так рьяно в себя вливали. Именно так печень шлет нам сигналы SOS — «позаботься обо мне, мне плохо…». Это ей, печени, мы должны быть благодарны за то, что остались в живых, потому что не произошло отравления организма. Это она спасла нас и переработала весь этиловый спирт на альдегид. Другое дело, что этот самый альдегид тоже достаточно токсичен — он вызывает микротромбоз (закупорку) мелких сосудов. И пока будет идти дальнейшее химическое превращение, такие микроскопические инфарктики и инсультики по всему организму вызовут головную боль и многие другие «прелести» похмельного синдрома. Хорошо, если обладатель уникального биохимического концерна догадается принять сорбент, чтобы хоть чуточку разгрузить печень. Но если мы устраиваем себе «праздники» с определенной систематичностью, то со временем отмирают уже не отдельные клетки, а целые участки тканей сердца, печени, почек, а это уже диагноз: алкогольное поражение сердца, алкогольный гепатит и так далее. Самым же неприятным моментом становится атрофия головного мозга, когда интеллектуальное развитие человека претерпевает обратное превращение – инволюцию по Дарвину.

...Итак, печень, как вы, наверное, уже поняли, связана с кислым вкусом.

И еще одно важное соответствие: печень сдерживает негативные эмоции. Обида, гнев, мстительность, зависть просто губительны для нее. Всполохи ненависти нарушают ход многочисленных превращений в главной биохимической лаборатории — ее величестве печени. Не случайно само ее название содержит тот же корень, что и слова печь, печка. Приступы ярости дезорганизуют работу печени подобно атомной бомбе, упавшей на Хиросиму. Ведь разом нарушается ход сотен реакций синтеза белков, липидов, углеводов, пигментов, кровоостанавливающих факторов, витаминов, гормонов. Затрудняется выработка желчи, которая необходима организму для расщепления жиров.

Но однажды наступает момент, когда печень, защищая нас от нас самих, оказывается уже не в силах «держать удар». И тогда мы либо впадаем в депрессию, либо превращаемся в склочное, брюзжащее, всем недовольное, раздражительно-нервозное существо и становимся невыносимыми для окружающих. Недаром про таких людей говорят: желчный человек.

Здоровье всего организма в огромной мере зависит от состояния печени, так что переоценить ее роль невозможно. Не случайно в эпиграф мы вынесли слова Авиценны: «Щади премного печень. От нее всех органов зависит бытие».

Выражение «все болезни от нервов» подразумевает под собой вовлечение печени в процесс формирования психосоматических заболеваний в ста процентах случаев. Согласно восточным взглядам система «печень» соотносится с вегетативной нервной системой, которая обеспечивает не только работу «по графику» каждого органа в отдельности, но и слаженное их взаимодействие между собой.

Печень, с точки зрения восточной медицины, отвечает за зрение. Хотя падение зрения после 40 лет большинство считают естественным процессом, на самом деле причиной этого является не что иное, как определенная «изношенность» системы «печень». И, укрепляя эту систему, можно и в зрелом возрасте сохранить соколиную зоркость.

Известно, что в печени хранится до 20% всего объема крови. При физических нагрузках, когда скорость и объем кровотока увеличиваются, резервная кровь поступает в кровяное русло и питает наши мышцы и внутренние органы. Кроме того, именно с этой функцией печени связано обилие или скудность менструаций.

Ответственна она и за состояние сухожилий. Если с печенью все в порядке, мышцы хорошо снабжаются кровью, а сухожилия крепки и упруги.

Проведем экспресс-тест на гармоничное состояние печени: 
1. Выпрямляем ладони, затем напрягаем их и одновременно сгибаем указательные пальцы. А теперь судите сами – насколько энергично и независимо от остальных они сгибаются? 
2. Сцепляем крючком указательные пальцы на уровне груди и растягиваем руки в разные стороны. Могут ли ваши пальцы выдержать такую нагрузку?

Обратите внимание на ногти. При нормальной работе печени ногти розовые, гладкие и блестящие.

Из времен года печени соответствует весна. Именно в этот период она наиболее активна и даже при полном здоровье требует к себе особого внимания. Весна — оптимальное время для профилактики застойных явлений в желчном пузыре и печеночных протоках. Дуоденальное зондирование в лечебном варианте, тюбажи, желчегонные травы (естественно, все это только при отсутствии камней в желчном пузыре) весной будут очень кстати.

Осенью же процессы в печени наименее интенсивны. В этот период о ней желательно позаботиться. Вот здесь-то, как правило, и хочется кисленького. Подпитывают печень помидоры, гречка, ядрышки абрикоса, вишня, кунжут, манго, инжир, слива, креветки, крабы.

Укрепляют печень и многие травы, такие как расторопша, володушка, репешок, бессмертник, боярышник, мята и многие другие. Еще в глубокой древности подбору фитокомпонентов для сборов, оздоравливающих печень, уделялось особое внимание. Ведь о важной регуляторной функции этого органа было известно тысячелетия назад.

Один такой рецепт сохранился в китайских свитках и дошел до наших дней. В дословном переводе его название так и звучит: «Пилюли, укрепляющие печень».

Есть повод задуматься, если вам вдруг захотелось лимона без сахара...

Елена Веселова


Ученья тьма

Даже если у нас нет детей или внуков школьного возраста, это совсем не означает, что мы не лежим на рельсах, по которым на всех парах мчится бронепоезд отечественного школьного образования. Практически все мы – продукт его системы, и на нас так или иначе сказываются и будут сказываться последствия его достижений и промахов. 

Время не стоит на месте: меняется общество, взаимоотношения, идеалы – словом, меняется мир, и изменения в системе образования тоже неизбежны. Вопрос в том, что это за изменения?

Школа – это тот мир, в который мы попадаем в самые важные годы своего развития. Именно в школьные годы человек формирует свою жизненную позицию, учится взаимодействовать с социумом, раскрывает заложенные природой способности, иными словами, закладывает фундамент для своего становления как гражданина и личности.

Итак, что происходит сегодня в российской системе образования?
Отечественное образование всегда считалось на голову выше западного: наш ребёнок, закончивший первый класс, мог продолжить образование сразу в третьем классе американской школы. С развитием демократии, науки и прогресса разве мы не можем быть спокойны за будущее ребёнка, переступившего школьный порог

К сожалению, сегодня эти азбучные истины, похоже, не выдерживают критики со всех сторон.

Во-первых, качество школьного образования снизилось – общий уровень знаний выпускников опускается ниже показателей 20–30-летней давности. По исследованиям, даже в элитных школах полноценно усваивают знания только 3–10% учащихся. Как отметил в недавней беседе председатель Российской академии образования Н. Никандров, уже в 90-е годы качество образования упало настолько, что по ряду показателей Россия оказалась в пятом десятке стран мира.

Во-вторых, как отмечают специалисты, школа перестала готовить детей к жизни, утратила функции института социализации. Единственное, на что ориентированы усилия преподавателей на сегодняшний день, это стремление добиться высоких оценочных показателей, подготовить учеников к поступлению в вуз. (В то же время, по результатам опроса 17 тысяч старшеклассников, больше 80% из них не видят взаимосвязи между уровнем успеваемости и последующим карьерным ростом.) При этом дети, которые с удовольствием читают, хорошо учатся в школе, проявляют высокую творческую активность, часто абсолютно беспомощны в социальном аспекте: они могут существовать в современном мире только в искусственной среде, созданной родителями. Понятно, что рано или поздно эта среда разрушается – обычно с катастрофическими последствиями для личности.

Помимо этого, переход в старших классах на профильное и непрофильное обучение, организованное с учётом склонностей, интересов и способностей учеников, на деле скорее усложнил их жизнь, чем помог сориентироваться в профессии. При поступлении в школу далеко не каждый родитель может предположить, к чему его чадо будет питать склонность. К 10-му классу, когда надо уже определиться, может оказаться, что нужного профиля в школе нет. Например, формируется два класса – художественно-эстетического профиля и общеобразовательный, а ребёнок собирается в технический вуз. Можно, конечно, идти в общеобразовательный, но тенденция такова, что в «простые» классы ученики попадают по остаточному принципу, а это не может не сказываться на качестве обучения. И тогда ученик вынужден делать выбор: переходить ли ему в другую школу, менять привычный коллектив и учителей, что не всегда проходит гладко, либо полагаться на самообразование и репетиторство, поскольку нужные ему предметы в классе другого профиля сведены до минимума. Разве не разумнее было бы получить крепкую общую базу, на которой в дальнейшем строится специальное образование, – как это делалось раньше?

Кроме того, за последние десятилетия в 2–3 раза увеличился объём учебных программ, теперь обучение занимает чуть ли не всё свободное время старшеклассника и практически не оставляет его даже у учащегося начального звена. Как следствие – ухудшилось здоровье школьников. По последним данным, из 70 процентов практически здоровых детей, поступивших в первый класс, только 5% сохраняют это здоровье к окончанию школы. 30% юношей-выпускников не годны к армии, 50% детей имеют ограничения в выборе профессии, 40% – отклонения в нервно-психическом развитии, а кроме того, увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями. Впрочем, причину этого исследователи видят не только в школьных перегрузках и отсутствии полноценного отдыха, но и в плохом психологическом климате в школе и семье.

Почему это происходит?

По мнению большинства обеспокоенных этой темой граждан, одна из причин падения уровня образования в том, что судьба отечественного образования решается людьми, по всей видимости, от него далёкими. Реформы, проводимые в образовании, слишком неоднозначны. По существу, намерения «реформаторов» сводятся к переводу школы на двенадцатилетнее обучение, внесению неконструктивных изменений в образовательные программы и введению Единого государственного экзамена.

Однако Единый государственный экзамен, призванный обеспечить объективность оценки выпускников, а следовательно, и равные для всех возможности получить высшее образование, однозначно поддерживают лишь 11% населения России. Ещё в самом начале истории с ЕГЭ в высшие инстанции ушло взволнованное «письмо четырёхсот», в котором 420 ведущих учёных Российской академии наук и Российской академии образования, директора школ, учителя подвергли предлагаемую систему оценки резкой критике и поставили вопрос о создании принципиально иной государственной системы оценки качества образования. Между тем ЕГЭ всё равно был принят и узаконен без вариантов, хотя их и надо было предусмотреть. В частности, некоторые преподаватели точных дисциплин считают введение ЕГЭ целесообразным – разумеется, при условии улучшения качества проработки вопросов, в то время как большинство преподавателей гуманитарных дисциплин введение ЕГЭ не поддерживают.

Увы, государство было и остаётся единственным реальным хозяином школы, оставляющим за собой право выбора дальнейшего пути её развития. А многие преподаватели, которые в течение нескольких лет пытались активно протестовать, практически потеряли веру в разумное, доброе и вечное, зато начинают верить в осуществление плана Алана Даллеса о планомерном бескровном уничтожении будущего России руками самих же соотечественников.

Учителя и родители, вместо того чтобы быть сотрудниками, вырабатывающими единую стратегию в интересах каждого ребёнка, находятся сегодня, как правило, по разные стороны баррикад.

По данным Фонда общественного мнения, 89% опрошенных родителей с детьми школьного возраста считают, что школа должна и учить, и воспитывать, тогда как каждый четвёртый отметил, что в их школе воспитательная работа не ведётся совсем, то есть школа практически перестала выполнять главную свою функцию – воспитательную. Учителя же, в свою очередь, говорят о том, что часть родителей не прочь переложить на их плечи весь груз обязанностей, связанных с воспитанием ребёнка, вплоть до прививания ему элементарных навыков гигиены.

А ведь современный учитель работает в условиях, когда ему не остаётся ни времени, ни сил на саморазвитие, полноценный отдых и даже заботу о своём здоровье. Нагрузки учителей выросли до 36 часов в неделю – при том что ещё недавно и на 24 часа педагоги соглашались только в крайних случаях, признавая такую нагрузку практически несовместимой с полноценной жизнью. Учителя по существу жёстко подчинены административным силам: они имеют право спрашивать только с учеников, а с них спрашивают все. Если, например, ученик, имевший пятёрку по какому-то предмету, сдал ЕГЭ по этому же предмету на тройку, то сегодня родители могут призвать учителя к ответственности. Это заставляет учителей ещё сосредоточеннее готовиться к обороне.

По данным Фонда общественного мнения, 72% опрошенных родителей признаком высокого качества образования называют «создание такой обстановки, чтобы ребёнок с удовольствием ходил в школу». Между тем потребительское отношение к учителю, низкий уровень общей культуры не позволяют говорить о психологическом комфорте в школе.

Одной из важных причин снижения качества образования исследователи также называют… прогресс информационных технологий и ускоренную компьютеризацию школ. На заре активного внедрения компьютеров в образование в них видели мощный ресурс для развития интеллекта, но уже через 10 лет психологи и социологи с удивлением обнаружили, что уровень интеллекта молодежи резко упал. Причиной, по их мнению, послужило то, что естественная тяга к поиску, познанию, развитию творческих возможностей заменилась навыком «выискивания» чужих мыслей и готовых решений.

Да, мы хотим качественного образования, а это означает не только овладение определёнными научными дисциплинами. Это подразумевает умение сотрудничать с людьми и жизнью, верить в себя и быть хозяином своей судьбы. А для этого, в свою очередь, надо раскрыть заложенные природой способности и научиться мыслить творчески, созидательно. Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности МГУ, бывший первый заместитель министра образования, сказал недавно в своём выступлении: «Интеллект – это то средство, которое выведет нас из кризиса и вернёт доверие друг к другу»... Но верно расставить приоритеты нынешнему руководству образованием, видимо, пока не по плечу.

Что же делать? Как сохранить творческие, созидающие мысли, а также физическое и душевное здоровье наших детей? Насколько это зависит от нас самих?

Оказывается, зависит, и достаточно сильно.

Сегодня учителя и родители часто на одну и ту же картину смотрят каждый со своей колокольни и выдвигают друг другу встречные претензии. А ведь мы должны быть союзниками. Если кто и может составить государству конкуренцию в части влияния на школу, то это мы, родители.

Что у нас сегодня для этого есть, кроме эмоций? У нас есть попечительские (или управляющие) советы.

Справка: В прошлом в попечительские советы гимназий и лицеев входили «сильные мира сего» – представители купеческого сословия, дворяне, губернаторы и чиновники высшего ранга. У них была реальная возможность влиять на происходящее в «подшефных заведениях». И содействовали они не только материально – следили за качеством образования, поощряли одарённых детей, привлекали внимание общественности к учебным проблемам.

Хотя возрождение в России попечительских советов (ПС) началось больше 10 лет назад, о них, по данным Фонда общественного мнения, знают пока лишь 13% россиян. А ведь именно попечительские советы могут не только составить разговор с властью от имени школы – но и быть услышанными.

К сожалению, сегодня попечительский совет при школе часто превращается в раздутый родительский комитет, основная цель которого – собрать деньги. Материально-финансовой частью порой всё и ограничивается. Но ведь деятельность попечительских советов должна и может иметь самое непосредственное отношение к основным вопросам школьной жизни – воспитанию и образованию. И на деле ПС может обладать очень весомыми полномочиями, ведь он наравне с государством выступает заказчиком образования со стороны гражданского общества и вправе предъявлять требования к качеству образования на всех уровнях.

В Примерном положении о попечительском совете сказано, что главная забота ПС, его базисная функция – сохранение и восстановление, совершенствование и защита внебюджетной сферы деятельности школы, обеспечивающей реализацию интересов гражданского общества (в отличие от бюджетной сферы, которая реализует интересы государства). Однако сказанное выше не означает, что деятельность ПС этим и ограничивается. Согласно п. 4 того же Положения, попечительский совет вправе рассматривать вопросы, отнесённые к его компетенции уставом общеобразовательного учреждения. Конечно, следует признать: для того чтобы использовать по максимуму скрытые за скромными фразами серьёзные возможности, члены ПС должны хорошо знать законодательную базу и уметь ориентироваться в документах, посвящённых этому вопросу.

Напомним, что согласно ст. 13 Закона Российской Федерации «Об образовании» в уставе образовательного учреждения обязательно указывается порядок управления образовательным учреждением, в том числе структура, порядок формирования органов управления и их компетенция. И первое, что должен сделать попечительский совет, – это чётко определить полномочия и закрепить их юридически, а далее – запротоколировать права и обязанности совета в положении о создании попечительского совета и в уставе школы, который разрабатывается совместно администрацией и представителями родительского сообщества. При этом попечительский совет должен закрепить за собой статус общественного объединения, наделённого определёнными правами. Будучи юридическим лицом и обладая автономией, ПС сможет избежать давления со стороны школьной администрации.

ПС может вносить предложения в план работы школы, – например, посоветовать педагогу и директору обратить внимание на ту или иную учебную программу, исходя из максимального учёта интересов и возможностей учащихся. А также – активно решать и множество других вопросов, например: контролировать работу школьной столовой, отправлять педагогов на учёбу, пополнять школьную библиотеку методической литературой (из бюджета учителю выделяются на это просто смехотворные деньги), свежей периодикой. Разве это не послужит залогом того, что и у детей будет больше возможностей для развития творческого мышления?

Объединяясь с ПС других школ, создавая крупные общественные образования с серьёзной финансовой базой, можно обеспечить реальное влияние на образовательный процесс в нужном нам и нашим детям направлении. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом об общественных объединениях, органы государственной власти и их должностные лица не имеют права вмешиваться в деятельность таких организаций.

Конечно же, сказанное отнюдь не означает, что родители могут лезть не в свои дела и учить учёных – школы уже предостаточно натерпелись от подобных вмешательств. Речь идёт именно о сотрудничестве со школьной администрацией на основе партнёрства, полного взаимопонимания и доверия друг к другу. Важно подойти к теме школьного обучения с такой позиции: ребёнок – наш общий на эти 11 лет, мы не конкуренты, не соперники в его воспитании и развитии, а соратники. Школа и родители должны выступать только как союзники.

Попечительский совет не напрасно попал в поле зрения и президента, и правительства, и министров. Это даёт ему шанс стать реальной действующей связкой между государством и обществом. Чтобы «глас народа» не терялся в заоблачных высотах инстанций, спускающих циркуляры. Это шанс приблизить время, когда управление нашей жизнью будет осуществляться не нанятыми от имени граждан чиновниками от государства, далёкими от подлинных народных нужд, а самими гражданами.

Из физики известно, что и у света есть давление. Оно очень маленькое, но может привести в действие заряд огромной мощности. Излучать свет – вот наша задача. Вопреки всему. Идти навстречу друг другу, а не стенка на стенку. Ведь и у нас, и у тех, кто трудится рядом в нашей собственной маленькой вселенной, общие цели. Только сотрудничая, мы сможем сохранить своё здоровье и здоровье наших детей. Только сотрудничая, мы сумеем не позволить нашей яркой творческой мысли кануть в небытие. И свет станет той самой действенной силой, которая может не только разобраться с проблемами образования, но и подарить нашему общему миру настоящий золотой век.

Надежда Лазарева


Внешние проблемы – причина внутри

Проблемы внешности – важно это или нет? Те, у кого с внешним видом все обстоит благополучно, вряд ли поймут терзания людей, каждый день получающих стресс при одном взгляде на себя в «волшебное стекло» – зеркало. Человек, недовольный своим внешним видом, старается избежать чужих взглядов или оценки, у него может даже развиться комплекс неполноценности.

Что же делать в таких случаях?.. Важно вовремя получить информацию и превратить ее в конкретные действия.

Акне, или угревая сыпь, — проблема всех времен и народов. Известно, что в период полового созревания от угревой сыпи страдают около 80 процентов подростков. Впрочем, этой напасти подвержены все возрастные категории. Исследования показывают, что 20% людей, страдающих угревой сыпью, уже перешагнули 40–50-летний рубеж.

Самым распространенным проявлением угрей бывает закупорка устья сальной железы. Возникают «черные» угри с открытой поверхностью — комедоны или же более глубокие «белые» угри с закрытой поверхностью — просянки. Это невоспалительная форма акне, или «проблемная» кожа, как ее называют косметологи. Но когда на фоне ухудшения оттока сального секрета и повышения его вязкости развивается воспаление, мы имеем дело уже с угревой болезнью. И если на Западе около 20% обращений к дерматологу происходит именно по причине угревой болезни, то в нашей реальности дело обстоит иначе. Мы предпочитаем действовать самостоятельно: замазать декоративной косметикой, обезжирить спиртосодержащими средствами, как можно чаще бывать в солярии, наконец – «выдавить» все, что проявилось на коже и мешает жить.

Увы, подобные действия приводят порой к невосполнимым потерям, и вот почему:

Чем толще слой тонального крема или пудры вы нанесли — тем более вероятно усиление воспаления. Ведь при злоупотреблении декоративной косметикой нарушается кожное дыхание, забиваются устья сальных и потовых желез, создается благоприятная среда для развития патогенной микрофлоры. Плюс — нарушается водный баланс, что может привести к отечности и даже спровоцировать аллергические реакции.

При использовании обезжиривающих средств жирность и блеск кожи действительно поначалу снижаются, но вскоре она лишается естественной защитной гидролипидной оболочки, что приводит к пересушиванию кожи. В то же время избыточная жирность и склонность к воспалениям сохраняется. А бороться сразу с двойной проблемой – угрями на фоне пересушенной кожи — крайне сложно, особенно после 30 лет.

Ошибку допускают и те, кто злоупотребляет посещениями солярия. Да, умеренное количество солнечных лучей полезно коже. Ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным эффектом, и это может ненадолго снизить активность высыпаний, к тому же на загоревшей коже угри менее заметны. Но улучшение внешнего вида носит временный характер. Избыточная инсоляция вызывает напряжение иммунной системы кожи, а на этом фоне часто развиваются нетипичные формы угревой болезни. Часто возникает и проблема пигментации.

И наконец, самостоятельное удаление угрей — это вообще игра в «русскую рулетку». Мало того что после таких манипуляций всегда остаются рубцы, нарушается рельеф кожи, – бывает и так, что после этого требуется срочное медицинское вмешательство, вплоть до операции.

На самом же деле коже с высыпаниями необходимо хорошее очищение без пересушивания, нормализация работы сальных желез, восстановление оптимальной кислотности защитной мантии, бережное отшелушивание рогового слоя и хорошая защита, не нарушающая кожного дыхания. И, конечно же, решение внутренней проблемы, обусловившей появление угрей.

Ведь почему так редко удается самостоятельно избавиться от акне? Хотя возможные причины развития воспаления разнообразны, в подавляющем большинстве случаев они не являются проблемами только самой кожи, а связаны с внутренними процессами. И тогда обойтись одними наружными средствами не удается, ведь наша кожа — это лишь зеркало, которое отражает состояние внутренних органов и систем организма. Чаще всего виновники акне — это хронические, скрытые или вялотекущие процессы. Они могут развиваться как в желудочно-кишечном тракте и мочевыводящих путях, так и в носоглотке, полости рта и др. Эти и многие другие заболевания истощают механизмы адаптации, самоочищения и саморегуляции кожи, резко снижают ее иммунный статус и барьерные функции. И на этом фоне обычные угри легко переходят в воспалительные элементы.

Сказанное особенно актуально для участившихся в последнее время поздних форм проявления акне, в возрасте старше 25 лет. Такого рода угревая сыпь характеризуется глубокими поражениями кожи, по большей части в нижнем сегменте лица, немногочисленными, но сопровождающимися воспалением. Это как раз и является признаком нарушения эндокринного и гормонального фона. Поздняя форма акне плохо поддается лечению и требует длительного применения терапевтических, общеукрепляющих и косметических средств одновременно

С чего же следует начать, если у вас появилась угревая сыпь?

Восточные косметологи считают, что наиболее разумный и действенный подход таков: определить в организме сбой, который вызвал проявление той или иной проблемы на коже, и воздействовать на причину одновременно с двух сторон — изнутри и снаружи. В частности, о внутренней причине появления высыпаний восточный специалист может судить по месту их расположения, цвету и форме:

  • поражение кожи в центральной части лба говорит о нарушениях в кишечнике (в том числе при дисбактериозе или паразитах);
  • высыпания находятся в височной области с переходом вниз вдоль уха – обратите внимание на печень и желчный пузырь (в первую очередь сдайте анализ на паразитоз);
  • проблемная область располагается между бровями – разгрузите и поддержите печень;
  • поражена центральная часть носа и крылья носа – пожалейте свой желудок;
  • прыщи располагаются вдоль нижней челюсти от мочки уха вниз – восстановите тонкий кишечник;
  • поражения затронули область под нижней губой и подбородок – займитесь мочеполовой системой, почками, поинтересуйтесь своим гормональным фоном;
  • если высыпания яркого красного цвета и выступают над кожей — это признак избытка, «жара» в восточной терминологии;
  • если высыпания сине-фиолетовые и как будто втянуты в кожу — это, наоборот, свидетельствует о недостатке, «холоде».

Еще один важный момент, на который стоит обязательно обратить внимание, — наше настроение, состояние души. Заметили, что при стрессовых нагрузках количество высыпаний на коже увеличивается, сальность кожи и волос усиливается, а цвет лица ухудшается? Все правильно! За проявление гнева, агрессии, раздражительности отвечает печень, а, с точки зрения восточной медицины, «жар» печени, поднимаясь вверх, провоцирует появление красных воспаленных угрей. Так что можно сказать, что мы воочию видим свои негативные эмоции. Причем, чем глубже человек прячет эти эмоции, не позволяя им прорваться наружу, тем обильнее проявляет их кожа. Хорошее настроение, гармония с самим собой и миром – это прекрасное косметическое средство!

Правильный выбор косметических и лечебных средств сыграет решающую роль в получении желаемого результата. Это задача непростая, но вполне выполнимая. Мы в этом убедились, так как после долгих поисков и испытаний подобрали для своих клиентов почти идеальные средства для внешнего и внутреннего использования, которые вот уже более пяти лет дают великолепные результаты.

Лариса Плеханова,
руководитель косметологического направления Департамента развития компании «Ли Вест»