Мысли и здоровье

Ваш браузер устарел!!! Обновите Internet Explorer до версии Edge или воспользуйтесь браузерами Google Chrome, Mozilla firefox или Opera

Мысли и здоровье

Страницы истории

Первые шаги в изучении китайской традиционной науки российскими учеными были совершены через несколько лет после учреждения Академии наук и художеств в 1724 году. По возвращении в 1728 г. из Китая первого российского торгового каравана его директор И. Л. Ланг предложил ученым Академии установить через него научные связи с миссионерами-иезуитами в Пекине.

С 1731 года в Пекин один раз в два года отправлялся русский торговый караван. Петербургским ученым удалось наладить плодотворную переписку с иезуитской миссией в Пекине. Миссионеры присылали в Академию подробные описания особенностей китайской математики, астрономии, географии и других наук. Со 2-й трети XVIII в. в исследовательскую деятельность стали вовлекаться и члены Российской духовной миссии (РДМ) в Пекине, однако основную часть трудов о китайских естественных науках они написали только в XIX в. Начиная с 10-й РДМ (1821–1830) в штате должен был находиться врач.

▪ Начальник 10-й РДМ архимандрит Петр (Павел Иванович Каменский) составил «Медицинско-русско-китайский словарь» (593 л.), представляющий собой собрание разнообразных материалов: выписок из медицинских сочинений, прежде всего, видимо, «Бэнь цао ган му» («Основные положения о корнях и травах») Ли Шичжэня, фармакологического словаря, описаний плодов и животных, используемых для приготовления лекарств, стихов о пульсах и сведений о поиске женьшеня.

▪ Врач 11-й РДМ (1830–1840) Порфирий Евдокимович Кириллов прислал в Россию первую коллекцию китайских растений и лекарств, включавшую комплектный экземпляр добытого в Маньчжурии и остававшегося единственным в европейских гербариях до начала XX в. женьшеня. Само это растение было описано через 10 лет в переводе китайской статьи, опубликованном К. Крымским в 1850 году.

▪ Врач 12-й РДМ (1840–1849) Алексей Алексеевич Татаринов, овладев китайским языком, стал изучать литературу по традиционной медицине. За статьи по традиционной китайской медицине А. А. Татаринов без защиты был удостоен степени доктора медицины. Его ценнейшие исследования касались, в частности, пульсовой диагностики, фармакологии, судебной медицины. Вот его основные сочинения: «Способы исследования причин насильственной смерти, употребляемые китайцами»; «Медицина и врачи в Китае»; «О состоянии медицины в Китае»; «О кровообращении по понятиям китайской медицины»; «Краткие сведения о китайском лекарстве женьшень»; «Китайская медицина».

▪ Выпускник петербургской Медико-хирургической академии, доктор медицины Степан Иванович Базилевский, прибывший в Пекин в конце сентября 1849 г. в качестве врача 13-й РДМ (1850–1858), сделал переводы из «Бэнь цао ган му» и других медицинских сочинений, а также собрал большую коллекцию растений и рыб.

▪ Врач 14-й РДМ Петр Алексеевич Корниевский, последний из врачей миссии, занимал должность с 1857-го по 1860 г., после чего был переведен на работу в созданное в этот год посольство. В 1862-м издал статью «Медицинский приказ в Китае».

▪ Эмилий Васильевич Бретшнейдер, учившийся на медицинском факультете Юрьевского университета, был направлен в 1866 г. в посольство в Пекине. Освоив китайский язык, стал изучать историю, географию и ботанику Китая. Его многочисленные труды в этих областях, преимущественно на английском языке, особенно изданный в Шанхае в 1895 г. трехтомник о китайских лекарственных растениях, получили всемирное признание.

Продолжение следует.

 

Концепция гармонии жизни

Древний код двоичного деления мира

Китайское учение о двух началах инь и ян рассматривает данные субстанции в постоянной динамике и трансформации, описывая через эти основополагающие понятия закономерности существования Вселенной. Древнейшая философская теория инь-ян сформировалась примерно три тысячи лет назад. С помощью этой концепции восточные мудрецы и старейшины родов исследовали окружающий мир, ее широко использовали в астрономии и географии, метеорологии и сельском хозяйстве, медицине и других естественных науках.

В учебнике по основам китайской медицины авторов Хуайджу Сы, Лиличжу Лузина и Цинхай Сы дается такая формулировка: «Учение об инь и ян обобщает идею о том, что все предметы и явления в мире взаимосвязаны и имеют противоположную природу. Кроме того, каждый предмет и явление также состоит из двух противоположных аспектов. Основные положения теории инь-ян следующие: противостояние и взаимная обусловленность; взаимная поддержка и взаимное использование; взаимная индукция инь-ян и взаимное содержание; баланс между ростом и снижением инь-ян; взаимная их трансформация. Причем не нужно забывать, что инь и ян — это абсолютные понятия: они не указывают специально на какие-либо вещи и явления». Согласитесь, для древнейшего двоичного деления мира достаточно мудро…

Алгебра гендерных отношений

Рассмотрим, например, человека в двух его ипостасях — женской и мужской, то есть иньскую и янскую «половинки». Сколько всего написано на эту тему — и шутливого, и серьезного!

Если следовать основным позициям китайской философской теории, получается, что наши половинки сосуществуют в единстве, контролируя и вытесняя друг друга. Посмотрите: неявная борьба полов идет ведь и в современном обществе! Согласно другому аспекту теории, инь и ян друг друга поддерживают, взаимно используют, при этом стимулируют и способствуют росту. Что ж, уже лучше… Похоже на жизнь? А то, что частички инь есть в каждом ян, и наоборот, — не проявления ли это мужественности женщин и наличия тонких чувств у мужчин?

Конечно, и в человеческих взаимоотношениях, и в сфере физиологии не все просто, но… Изучая восточную философскую концепцию, приходишь к главному выводу: инь и ян — части одного целого. Именно одного! Единого. Ведь существование этих двух частей по отдельности — невозможно, просто абсурдно.

Условия «взаимного роста»

И еще немного — о динамическом равновесии этих сил, равновесии инь и ян. Временное преобладание одной из двух основ уравновешивается другой. А значительный рост одной половинки может либо временно сильно уменьшить «конкурента», либо — как ни странно — способствовать росту «напарника». Именно этого — взаимного роста — следует пожелать и вам!

Холодное и теплое, светлое и темное, верхнее и нижнее, небо и земля, солнце и луна, мужчина и женщина… Да что говорить — даже Вселенная возникла в результате соединения двух противоположных начал: инь и ян. Благодаря этому процессу стало возможным не только зарождение всего сущего на Земле, но и наше изменение, наше развитие.

Олег Пятидесятников

 

«Специалист по ТКМ»: от де-факто — к де-юре

В 2002 году Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) выпустила документ о стратегии в области традиционной медицины, в котором описаны широко используемые виды и методы народного лечения, в том числе методики аюрведы, китайской и арабской медицины. Основная идея ВОЗ заключалась в том, чтобы проверить с точки зрения современной доказательной медицины весь арсенал методов профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний, который накопился в течение веков в народной медицине разных стран, а затем внедрить наиболее эффективные технологии в систему современного здравоохранения.

Современная, народная и традиционная медицина в едином поле

Сумеем ли мы сегодня провести четкую границу между современной, народной и традиционной медициной? Ответ дает диаграмма, представленная в докладе члена Общественного совета при Минздраве РФ, президента Российской профессиональной медицинской ассоциации специалистов по традиционной и народной медицине Владимира Егорова на Первом съезде Российского общества врачей ТКМ в Сочи в октябре прошлого года.

Эта схема иллюстрирует глубину процесса взаимопроникновения академической и народной медицины и показывает, как при взаимодействии этих двух систем успешно развиваются другие направления.

▪ Мы видим, например, что фитотерапия как часть традиционной медицины появилась на стыке фармакологии и травничества, то есть возникла в результате взаимодействия современной и народной медицины. Иначе говоря, фитотерапия образовалась благодаря тому, что научные исследования позволили установить клинические результаты и механизмы действия растительных препаратов — обезболивающий, противовоспалительный, антисептический эффект. Были стандартизированы и травы, которые теперь превратились в «лекарственные растения».

▪ Похожая картина и в мануальной сфере. В народной медицине существовало костоправство — ненаучный метод. Когда наука объяснила клинический эффект определенных манипуляций, сформировалось такое направление традиционной медицины, как мануальная терапия. Часть этих манипуляций сегодня используется в травматологии.

▪ Что касается такого метода традиционной китайской медицины (ТКМ), как чжэньцзю-терапия, здесь ситуация иная. (В юридическом аспекте чжэньцзю-терапия рассматривается в рамках народной медицины.) По сути, получилось так, что на основе внешних проявлений чжэньцзю-терапии неврология создала новое направление под названием «рефлексотерапия». Специалисты с обеих сторон признают, что чжэньцзю и рефлексотерапия — это разные дисциплины, которые опираются на различные методологии, имеют отличные друг от друга показания и противопоказания (см. статью В. Г. Начатого и А. В. Твердохлебова в «МиЗ» №75). В частности, рефлексотерапия показана в основном при неврологических заболеваниях, а чжэньцзю-терапия имеет колоссальный спектр применения при многочисленных нозологиях, она может использоваться при различных состояниях человека, вплоть до онкологических заболеваний.

Новая эра ТКМ, теперь в рамках народной медицины

Согласно рекомендациям ВОЗ, основу традиционной медицины в большинстве стран составляет использование игл, трав и традиционных манипуляций (массажно-мануальных практик). Другие виды традиционной медицинской деятельности каждая страна определяет исходя из своих интересов и специфических особенностей.

В России перечень существующих в правовом поле методов традиционной медицины включает в себя рефлексотерапию и мануальную терапию (в качестве медицинских специальностей), а также фитотерапию, гомеопатию, остеопатию и ряд других методов. Однако для рационального использования традиционной и народной медицины в нашей стране имеются два основных препятствия: отсутствие надлежащей нормативно-правовой базы и системы подготовки специалистов на государственном уровне, из-за чего потребителям услуг трудно выявить квалифицированных специалистов. Тем не менее в этом направлении наметились позитивные перемены.

С 1 июля 2015 года в России вступил в силу новый классификатор занятий ОК-010-2014. Согласно этому документу теперь в разделе народной медицины появляются такие позиции, как «гомеопат», «врач аюрведической медицины», «иглотерапевт» и «натуропат». В какой-то мере это не соответствует сложившейся ранее практике, тем не менее по формальным основаниям новая нормативная база позволяет использовать аюрведу и традиционную китайскую медицину в рамках таких позиций, как иглотерапия и натуропатия, — только теперь уже не в качестве вида медицинской деятельности, а как часть народной медицины.

Теперь, согласно законодательству, можно получить официальное разрешение на занятия народной медициной, где будет указано: «иглотерапия», «фитотерапия» или «натуропатия». Можно назначать и использовать препараты традиционной китайской медицины, оказывать услуги с помощью игл и прижигания — но именно в рамках разрешения на занятия народной медициной.

Почему это возможно?..

Сфера, где границы не разделяют…

▪ Здесь нам предстоит обратиться к таким понятиям, как медицинская деятельность, медицинская услуга и медицинская помощь. Под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство, направленное на профилактику, диагностику и лечение заболеваний и медицинскую реабилитацию. Все, что к этому не относится, не является медицинской услугой. Понятие «медицинская помощь» шире — это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и/или восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. То есть медицинская помощь может включать, помимо медицинских, и другие услуги. В свою очередь, медицинские услуги — это лишь часть медицинской помощи.

Перечень лицензируемых медицинских услуг устанавливает Правительство РФ, которое еще в 2012 году исключило из этого перечня услуги, подразумевающие применение методов традиционной медицины. Однако эти методы исключили именно из числа лицензируемых медицинских услуг — при этом они остались в медицинской помощи. И сегодня медицинскую помощь этими методами оказывать можно, но они, в отличие от медицинских услуг, не требуют лицензирования. Это касается только фитотерапии, гирудотерапии, апитерапии, гомеопатии, су-джок и ряда аппаратных методов.

▪ Теперь разграничим услуги: медицинские, оздоровительные и народной медицины. Медицинские услуги — это диагностика, лечение, реабилитация, профилактика; сюда относится рефлексотерапия, мануальная терапия, ЛФК, фитотерапия и др. Услуги народной медицины — оценки состояния и восстановление здоровья методами народной медицины; сюда включены ТКМ, костоправство, народные техники массажа, йога-терапия, травничество и др. Оздоровительные услуги — это тестирование организма, оздоровление/улучшение физического состояния; сюда включены оздоровительный массаж, йога, фитооздоровление и др.

Важно понимать, что оздоровительные услуги оказываются лицам вне зависимости от наличия или отсутствия у них заболевания, их задача — повысить жизнеспособность организма, улучшить здоровье. Здесь и проходит граница между оздоровительной и медицинской деятельностью.

Не зря именно в крупных городах, преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, стали появляться центры, которые ориентируются именно на лиц, находящихся в группе риска, но еще не больных. Это подчеркивается и в названиях оздоровительных программ, реализуемых в подобных оздоровительных центрах: «Гибкий позвоночник», «Здоровые сосуды» и другие.

Мелочи, помогающие побеждать

Разбираемся в отличиях дальше…

В современной медицине работу с травами называют фитотерапией, в народной — травничеством, в оздоровлении — фитоооздоровлением.

▪ Отличие состоит в том, что в рамках фитотерапии можно использовать только лекарственные средства, включенные в государственную Фармакопею. Врач не имеет права назначать на свое усмотрение ни растительные средства, не включенные в Фармакопею, ни БАДы.

▪ А вот специалист-травник в рамках травничества может назначать и БАДы, и лекарственные растения, даже не включенные в Фармакопею. Более того, он вправе изготавливать лекарственные препараты из растений сам и даже не обязан их сертифицировать. Но только при наличии государственного разрешения на занятие народной медициной по методу «травничество».

 ▪ И совсем другое дело, когда речь идет о фитооздоровлении, В рамках оздоровительной деятельности значится оказание услуг с помощью только зарегистрированных средств — растительных, но не лекарственных. БАДы и фиточаи, пищевые продукты и пищевые концентраты — все это и есть средства фитооздоровления.

▪ Еще одно новшество касается массажей. В той части, где перечислены виды массажа, в Номенклатуре медицинских услуг добавлено слово «медицинский». Эти изменения появились только в 2014 году. До этого был просто «массаж», причем «медицинскими» считались все его виды. И только когда в Номенклатуру и ряд Классификаторов добавили уточнения — «медицинский» и «нелечебный» массаж, — появилось разделение на «медицинский массаж» только в рамках медицинской деятельности по лицензии и, соответственно, «оздоровительный массаж» в рамках физкультурно-оздоровительных, бытовых и иных услуг, для занятий которым лицензии не требуется.

Необходимо внимательно относиться к нормативным документам — там очень много полезных вещей! Примеры? Пожалуйста:

▪ постановка банок, например, — это медицинская манипуляция; вакуумный массаж — тоже медицинская, а вот баночный массаж спины/тела — немедицинская;

▪ спа-уход — совершенно не медицинская услуга. Общероссийским классификатором услуг населению он отнесен к «бытовым услугам оздоровительного назначения»;

▪ удаление волос с помощью косметических средств — немедицинская услуга, в отличие от пилинга. Пирсинг — медицинская услуга, пирсинг мочки уха — уже не медицинская... И т. д.

* * *

Словом, уважаемые потенциальные специалисты по ТКМ и народные целители! Читайте документы внимательнее, получайте образование и знания, обращайтесь за представлением в медицинские ассоциации — и регистрируйтесь в госорганах на здоровье ваших будущих пациентов! По крайней мере, реальная возможность для этого у вас теперь есть.

Каков же порядок выдачи разрешений на занятия народной и традиционной медициной в субъектах РФ? Сразу скажем, что выдается оно только региональными министерствами здравоохранения на основании представлений профессиональных медицинских ассоциаций. ОРОО «Российское общество врачей ТКМ» тоже имеет право давать такие представления — с указанием конкретных методов, которые разрешено применять тому или иному специалисту. Ему теперь не обязательно иметь государственное медицинское образование — достаточно той подготовки, которую он пройдет в учебном заведении, где официально преподают ТКМ. Например, в Сибирском институте интегративной медицины «Ли Вест» (СИИМЕД «Ли Вест»).

Итак, необходимый ряд условий: легальная трудовая деятельность, образование, а также результаты практики, подтвержденные хотя бы десятком отзывов пациентов и их медицинскими анализами до и после работы, проведенной данным специалистом. Только так медицинская ассоциация может оценить профпригодность и навыки кандидата. После сбора всех данных она оформляет представление, с которым смело можно идти в региональное министерство здравоохранения, где уже чиновники решат: выдать такому специалисту разрешение на занятие народной медициной или нет.

Марина Талалова

 

Соссюрея иволистная: как избавиться от паразитов


Суровый край ковыля и ирисов

Земли эти представляют собой возвышенную (около 700 м над уровнем моря) холмистую равнину, расположенную между двух больших рек — Онона и Ингоды. На юге ее ограничивают невысокие горы Батур, вся северная часть занята Могойтуйским хребтом, а на северо-востоке простирается Урокайская горная цепь и отроги Борщовочного хребта.

Такая география создает резко континентальный климат. Жить тут достаточно тяжело. Долгая (до шести месяцев), очень холодная зима. Сильные западные и северо-западные ветры, частые заморозки. И очень немного осадков, обычно выпадающих в виде ливневых дождей.

Столь подробное описание местности дается, чтобы читатель ярче представил, в каких условиях произрастают удивительные растения, которыми так богата Даурия. Эти растения входят в классические рецепты нескольких традиционных медицинских систем: тибетской, китайской, бурят-монгольской.

В целом почвы степи довольно плодородны; растительность, несмотря на суровые условия, богата и насчитывает более 700–800 видов. На степных участках господствуют типчак и полыни. Склоны сопок заняты вострецом, пижмами, житняком и ковылем, а также кустарниками: спиреей, ильмом, абрикосом сибирским, крушиной, яблоней Палласа. По долинам рек произрастают желтые лилии, разнотравные и осоковые заросли, черемуха, боярышник, тополь. На засоленных почвах — ирисы. Сосны, лиственницы, кедры, ели, пихты, березы и осины образуют леса. Подлесок — с березой кустарниковой, рододендроном даурским, шиповником, кизильником, таволгами, рябинником, лапчаткой. Часто встречаются костяника, земляника, голубика, брусника, болотный багульник, жимолость; попадается красная смородина.

Аптекарский огород Забайкалья

Местные жители привезли нас к старинной плантации лекарственных трав. Когда-то здесь, на южном склоне сопки, монахи-буддисты возделывали «аптекарский огород». Стройных грядок растений, конечно же, уже не осталось, но вершину горы до сих пор украшает ухоженная буддийская ступа. Надо сказать, что к религии и древним культам в Даурии относятся очень трепетно. На каждой горке более или менее приличной высоты установлены либо молитвенные «обо» — сооружения из камней и жердей, либо монументальные ступы.

Идем по склону… Среди вездесущей осоки проглядывают сокровища традиционной медицины. Кто знаком с ними, тот спокойно мимо не пройдет. Здесь растет леспедеца, соссюрея, шлемник байкальский, большеголовник, мордовник, молочай Палласа, астрагал перепончатый, вздутоплодник, горечавки, копеечник альпийский, панцерия, софора, схизонепета. Это не привезенные культуры, а местные, «дикие» виды, которые эмчи-ламы многие годы бережно возделывали для лекарств.

 ▪ Например, шлемник байкальский (Scutellaria baicalensis Georgi.). Корни этого растения лечат большинство заболеваний, связанных с гнойными воспалениями (с позиции ТКМ, при наличии «сырости» и «жара»). В том числе желтуху, дизентерию, фурункулез, болезненное мочеиспускание, воспаления горла, гнойные воспаления на поверхности тела.

▪ Астрагал (Astragalus membranaceus (Fisch.)Bunge) — общеукрепляющее, стимулирующее кроветворение, тонизирующее и болеутоляющее средство. Как сказал бы врач традиционной китайской медицины, «средство, добавляющее ци, поднимающее ян, питающее вэй ци». Дает быструю энергию.

▪ Соссюрея иволистная (Saussurea salicifolia (L.)DC.), или spang rtsi do bo по-тибетски, — это многолетнее травянистое растение семейства Астровых (Сложноцветных) — Asteraceae Dumort. (Compositae Giseke), которое может оказаться полезным для любого из нас. Трава соссюреи угнетающе влияет на простейших (лямблии, трихомонады, токсоплазмы), а кроме того, обладает противоопухолевым (противораковым), желчегонным действием, улучшает пищеварение и обменные процессы, способствует сжиганию жиров.

Препараты, в которых действующим веществом является соссюрея, используются для профилактики и при лечении различных форм лямблиоза и трихомониаза, малярии и дизентерии, расстройств желудочно-кишечного тракта и доброкачественных образований (миом, фибромиом, мастопатии и аденом — у женщин, простатита и аденомы простаты — у мужчин), а в комплексе с другими травами — и при различных формах злокачественных новообразований. Соссюрея подходит даже больным с ослабленным иммунитетом. Отсутствие побочных эффектов позволяет применять препарат на основе соссюреи даже детям.

Традиционно из соссюреи готовят отвары и настойки. Современный способ экстрагирования позволяет без разрушительного термического шока извлечь из растительного сырья максимум полезных веществ, сохраняя все свойства активных компонентов.

Кстати, похожее растение можно обнаружить и в других регионах нашей страны. Речь идет о близком родственнике соссюреи иволистной — соссюрее горькой (Saussurea amara (L.) DC.), или горькуше. Просто бери и лечись!

* * *

Травник обходит «аптекарский огород». Аккуратно выкапывает корешки, срезает стебли, оставляя половину растений на развитие. Затем очищает и увозит к себе в усадьбу. Сортирует. Что-то высушивает на солнце, что-то развешивает под навесом в виде пучков. К нему всегда идут люди — и больные, и просто интересующиеся травами. И любой человек может рассчитывать на помощь, получает свои лекарства.

Пробыли мы в Агинских степях всего несколько дней. Увидели замечательные растения региона, познакомились с проживающими здесь прекрасными людьми. Посетили святые места — горы, источники.

Если по дороге туда мы удивлялись оторванности уклада местной жизни от завоеваний и благ цивилизации, то на обратном пути только восхищались богатством этой уникальной земли! Из ее недр добывают около двух десятков видов полезных ископаемых: золото и висмут, тантал и вольфрам, олово и медь, молибден и сурьму, самоцветные камни и строительные материалы. На ее почвах — растительные сокровища медицины. Они, как и самоцветы, еще сослужат людям хорошую службу.

Виталий Хобоев

Позвоночник не любит жестких решений

Мы расспросили об особенностях методов воздействия на различные проблемы позвоночника специалиста Новосибирского медицинского центра «Ли Вест» (ООО «Гринспринг») Андрея Гулина — врача-невролога, практикующего именно комплексный подход. И начали разговор с самой, пожалуй, болезненной проблемы — грыжи межпозвоночных дисков.

— Андрей Вячеславович, межпозвонковая грыжа — еще одно «заболевание века». Что это за болезнь — с точки зрения классической анатомии и с позиций традиционной китайской медицины?

— Классическая европейская медицина симптомы грыжи различает в зависимости от локализации: на поясничном уровне — корешковый синдром с жалобами на боль в спине и ноге, на шейном уровне — в шее и руке. Чаще грыжа заявляет о себе в нижнепоясничных сегментах, реже — в других: шейном, грудном отделах позвоночника. Пока не рвется фиброзное кольцо диска — наблюдается протрузия. Грыжа диска возникает, когда фиброзное кольцо уже разорвано. Тогда пульпозное ядро выпячивается в просвет позвоночного канала, сдавливая спинномозговой корешок и вызывая боль в пояснице, отдающую в нижнюю конечность.

Подчеркну, что сегодня полностью подтвердить факт наличия или отсутствия протрузии или грыжи диска может только магниторезонансная томография (МРТ). Снимки помогут любому врачу точнее сделать выбор способов коррекции и лечения. Хотя опытный врач традиционной китайской медицины способен достаточно точно установить диагноз пациенту с межпозвонковой грыжей даже при отсутствии снимков — по пульсу, языку, тактильно и визуально изучив другие диагностические признаки.

С позиций традиционной китайской медицины (ТКМ) грыжа межпозвонковых дисков — прежде всего нарушение проходимости меридиана мочевого пузыря (от внутреннего угла глаза он идет вдоль позвоночника, затем по задней поверхности ноги вплоть до ногтя на мизинце стопы). Здесь возникает «синдром полноты» — обусловленный застоем крови и ци. Он и вызывает резкий болевой синдром, сопровождающийся спазмом мускулатуры, сосудов, нарушениями чувствительности, а также движений.

Грыжа свидетельствует и о пустоте в меридиане почек (в китайской медицине понятие «система почек» включает и надпочечники, которые выделяют определенные гормоны, часть из них отвечает за кальциевый обмен). По представлениям китайской медицины главные симптомы слабости системы почек — боли в пояснице плюс слабость в коленях. В концепции ТКМ почки — это «корень жизни», запускающий всю нейроэндокринную систему организма.

Кроме того, китайская медицина считает, что межпозвонковая грыжа — это еще и порождение обменных нарушений в печени, отвечающей за состояние связочного аппарата. В печени синтезируется коллаген, строительный материал для всех хрящей — от суставов до межпозвонковых дисков, включая и связки.

— В чем заключается лечение грыжи? Можно ли избавиться от этой проблемы?

— Поскольку речь идет о сложном дегенеративном процессе, человек должен понимать: если грыжа диска уже возникла, проблема эта будет сопровождать его всю жизнь. Но при комплексном интегративном воздействии ее можно значительно нивелировать, не допускать рецидивов, когда человеку снова и снова приходится страдать от боли, порой невыносимой. Грыжа, хоть и не исчезает навсегда, может уменьшиться в размерах, на 1-2-3 мм отступить от корешка, что ведет к снижению болевого, мышечно-тонического синдромов и восстановлению двигательных функций. Очень редко, но случается, что грыжа сходит на нет совсем, такие факты ее рассасывания были и в моей практике.

Лечение же должно заключаться в том, чтобы купировать болевой синдром, снять спазм мускулатуры позвоночника, уменьшить отек окружающих корешок тканей. Важная задача — убрать сосудистый спазм, восстановить трофику тканей, так как диск давит на корешок. Комплексная интегративная методика направлена на отработку всех этих моментов.

— Какие методики восточной медицины в этом комплексном процессе оказываются наиболее действенными?

— Прежде всего, конечно же, китайский массаж аньмо. Он воздействует на физическом уровне, снимая спазм мышц, размягчая уплотнения — так называемые узелки Мюллера, образовавшиеся в результате локальных спазмов мышц. Из-за тех же спазмов возникает длительный недостаток питания (ишемия), что дает импульс повышенному синтезу соединительной ткани — из нее-то и формируются болезненные уплотнения, при воздействии на которые рождается волна болевого импульса.

Боль распространяется по ходу меридианов мочевого или желчного пузыря (по западной терминологии — по седалищному, наружному кожному бедренному и другим нервам). Массаж аньмо снимает болевой синдром, способствуя восстановлению объема движений. Воздействием на точки и меридианы отрабатывается тонкий энергетический уровень: восстанавливается проходимость меридианов и кровоток, тем самым улучшается питание (или трофика) всех структур, снимается отек нервных элементов.

— А какие западные методы можно подключить к лечению грыжи?

— Хорошим подспорьем для врача станет владение остеопатической техникой и кинезиологическими приемами, пришедшими к нам из европейской медицины.

Остеопатия — это воздействие методом наложения рук с целью коррекции краниосакрального ритма («краниум» означает «череп», «сакрум» — «крестец»). Кости черепа находятся в постоянном движении. Толчок движению дает спинномозговая жидкость, скорость пульсации которой составляет от 6 до 12 колебаний в минуту. Этот ритм передается через позвоночник на крестец и расходится по всем структурам организма, включая и внутренние органы. Если в позвоночнике возникает какая-то проблема, ритм нарушается. Как следствие, нарушается и ритм движения внутренних органов, что усиливает перегрузку нижнепоясничных сегментов позвоночника.

Задача остеопата — восстановить правильный ритм. Тем самым специалист создает предпосылки к тому, чтобы смещенные позвонки сами «захотели» занять свое законное место. Когда восстанавливается правильный ритм — это совпадает с восстановлением проходимости меридиана: нормализуется движение ци и крови.

Интеграция, то есть объединение представлений западной и восточной медицины о человеческом организме, здесь налицо.

Кроме того, пришедшая к нам в 1960-е годы из США кинезиология с помощью специальных техник — тестирования силы мышц пациента — позволяет отработать его негативные эмоции, убрать излишний адреналин.

— Имеют ли право на жизнь методы народной медицины при лечении грыжи и других проблем позвоночника?

— При грыже очень важна работа с внутренними органами, называемая висцеральной терапией. Сегодня она является разделом остеопатии, хотя эти техники пришли к нам из глубины веков. Бабушки-знахарки, к которым шли люди, надорвавшие поясницу, воздействовали на живот. И сегодня правота народной медицины не вызывает сомнений, потому что при болях в пояснице действительно необходимо отработать брюшной комплекс, связочный аппарат, на котором «подвешены» внутренние органы: печень, почки, кишечник, желудок, органы малого таза, а также укрепить внутреннюю мускулатуру брюшной полости.

 Приводя в порядок связочный аппарат, мы восстанавливаем правильное распределение нагрузок на позвоночник, так как все связки крепятся к поясничным позвонкам. Ведь если нагрузки неоптимальные, они падают на нижнепоясничные позвонки. И это вызывает перегрузку, а часто и разрушение соответствующих межпозвонковых дисков.

А вот такой «народный» метод, как «вправление грыжи», физически невозможен, потому что внутридисковое давление равно 5 атмосферам! Так что будьте начеку с таким горе-специалистом, который предлагает вам ее «вправить».

— Что для вас главное при выборе методов лечения позвоночника?

— Главное правило для врача — это мягкость, недопустимость жестких решений. Перечисленные выше методы традиционной китайской, европейской, народной медицины строго подчиняются этому правилу. Применяя их, работая мягко, по принципу причинности, врач дает возможность организму пациента самому распорядиться так, чтобы позвонки заняли правильную позицию с помощью мышц и других структур. Поэтому техники китайского массажа аньмо можно применять в любой фазе того же остеохондроза, в том числе в период обострения, когда обычный европейский массаж, из-за своей жесткости, противопоказан. Мягкие, бережные воздействия, направленные больше на корень проблемы, свойственны и приемам остеопатии, кинезиологии, висцеральным техникам.

И еще один, не менее важный, момент: при лечении межпозвонковой грыжи врач ТКМ, помимо перечисленных процедур, обязательно назначит пациенту натуральные препараты традиционной китайской медицины — пилюли и эликсиры, от приема которых во многом зависит результат. Воссозданные по древним рецептам, эти средства действуют непосредственно на причину болезни: они позволяют восстановить те системы, слабость которых и привела к появлению грыжи.

Вопросы задавала Марина Талалова